Вяземский десант

Уж что-что, а десантные войска в СССР к 1941 году были.

688-11Ещё в 1935 году наши военные удивили иностранных наблюдателей массовой выброской парашютистов на крупных учениях. Разрабатывали приспособления для десантирования техники, были созданы даже воздушно-десантные корпуса (по три бригады в каждом). Но так вышло, что «хорошие времена» для ВДВ настали только в 1960-е.

Известный маршал-артиллерист Н.Н. Воронов написал в мемуарах даже так: «С большим сожалением нужно сказать, что мы, пионеры воздушного десанта, не имели разумных планов его использования». Почему столь мощные войска, резерв Ставки, не сыграли решающей роли? Уж храбрости у них было не отнимать. Всё дело в одной, не слишком удачной попытке массового выброса десанта в тыл во время Ржевско-Вяземской операции, теперь почти что неизвестной. После неё все 10 десантных корпусов преобразовали в обычные, хоть и гвардейские, стрелковые дивизии.

ВЫБРОСКА ДЕСАНТА

После того, как фашистов отбросили от Москвы, Ставка в январе 1942 года решила, что надо наступать, развивая успех. На десятый день наступления, 18 января, в районе южнее Вязьмы была начата высадка 201-й десантной бригады. Десантировалась она по ночам. Тем временем наступление развивалось, и в тыл к противнику прорвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала П.А. Белова. Решили вновь выбросить ещё более крупный десант близ Вязьмы — весь 4-й воздушно-десантный корпус, чтобы перерезать дорогу на Смоленск. Только теперь противник уже встречал десант огнём, даже бомбил аэродромы погрузки. Удалось в период с 27 января по 2 февраля 1942 года «забросить» лишь одну из трёх бригад. Причём из почти 2500 человек к месту сбора сумели выйти лишь 1300.

Геройски сражаясь, парашютисты выполняли свою задачу. Тем временем стало ясно — окружить войска группы «Центр» не удаётся. Всё же десанту и соединившимся с ними кавалеристам решили прислать подкрепление — вновь примерно в том же районе высадились ещё две бригады 4-го корпуса. Однако самолёт с его командиром, генерал-майором А.Ф. Левашовым, был сбит. Всего с 18-го по 24 февраля высадились 7373 человека. Их опять встречали огнём. Подступы к некоторым населённым пунктам фашисты успели заминировать. Гарнизоны врага имели танки и тяжёлые орудия. Отсюда — большие потери у легковооружённых десантников.

В засаде

В засаде

Немалые потери нёс и противник — так, только 27 февраля, взяв посёлок Ключи, 9-я десантная бригада уничтожила около 600 фашистов, разгромив противостоящий пехотный полк. Но в целом прорвать позиции противника с тыла не удалось, корпус перешёл к обороне. Сражались в окружении, меняя позиции и непрерывно контратакуя, всю весну.

Их оставалось около трёх тысяч, потом менее двух тысяч. В середине апреля им выбросили ещё около 500 парашютистов в подкрепление. В конце концов, в июне 1942 года десантники и кавалеристы генерала Белова сумели прорваться к своим. Всего эти силы, по свидетельству известного немецкого генерала Ф. Гальдера, сковывали 7 фашистских дивизий. С фронта противнику пришлось снимать даже пикирующие бомбардировщики. Так что неудачей крупнейший советский десант времён войны не назовёшь. Но хотели-то большего, да и потери оказались велики.

Конечно, «задним числом» можно утверждать, что крупные десанты — вообще слишком рискованное дело. Вот и у немцев в мае 1941 года на Крите были сложности — половину из более чем 20-тысячного десанта высадили с парашютов, остальных — с планеров и с моря, остров захватили, но понесли очень большие потери. А англичане и американцы осенью 1944 года в ещё более крупной Арнемской операции в Голландии высадили в общей сложности 35 тысяч человек под прикрытием многих сотен самолётов, но понесли огромные потери и после 8 дней боёв вообще отступили.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ?

Ещё в 1943 году в сборнике материалов по изучению опыта войны по поводу десанта 4-го корпуса было написано так: «Сложившаяся обстановка вызвала необходимость постепенного превращения почти всех выброшенных воздушно-десантных отрядов в обычные стрелковые части, а некоторых и в партизанские отряды. Длительное пребывание отрядов в тылу врага в качестве стрелковых частей часто ставило эти части в критическое положение: они не имели ни баз снабжения, ни собственных тылов». И далее: «Командованию корпуса, как и командованию других наших частей, действовавших в тылу противника, пришлось прибегнуть к помощи партизан». Вот так и написано — пришлось, ведь этого не предусматривали. Аналитики уже тогда сделали вывод: «При определении районов выброски следует отдавать предпочтение районам, наиболее густо насыщенным партизанами».

Партизанский отряд имени А.Н.Щорса

Партизанский отряд имени А.Н.Щорса

Ещё в декабре 1941 года И.В. Сталин поручил создать при Ставке Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). К концу января 1942 года управление ЦШПД и школа подготовки радистов заработали. Но по настоянию Л.П. Берии формирование штаба приостановили. Возможно, потому что партизаны проходили больше «по другому ведомству», их курировал НКВД. Потом вновь всё «переиграли», и решением Ставки от 30 мая 1942 года ЦШПД во главе с Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко, секретарём Белорусского ЦК, был воссоздан и узаконен.

В реальной жизни массовый подрыв путей, названный «рельсовой войной», проходил в 1943 году и в немалой степени помешал противнику перебрасывать резервы в период битвы на Курской дуге. В принципе такая же операция годом раньше уж точно бы не помешала нашим войскам. Встречать огнём десантников в партизанских районах было некому. Конечно, потом противник постарался бы их блокировать, но всех сразу вряд ли б сумел. Однако такой высадки не произошло.

Кстати, в уже упомянутом сборнике 1943 года издания военные аналитики предложили впредь сначала захватывать район высадки парашютистами, а остальные силы высаживать более надёжным и дешёвым способом — с самолётов. Но, увы, десантные корпуса уже были расформированы. Правда, спустя десятилетия все эти идеи были учтены.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост