Оборотень в небе

1 июля 1982 года лётчик-испытатель ОКБ им. Н.И. Камова Николай Бездетное поднял в воздух опытный образец боевого вертолёта. Его ждали давно. В западной печати то и дело появлялись изображения этой машины, в той или иной степени соответствующие действительности. Видимо, необычный внешний вид и таинственность, окружавшая вертолёт, подсказали кодовое название — Хокум — оборотень. Именно так окрестили очередное ка-мовское изделие западные военные эксперты.

s20_738_14Ещё в шестидесятых годах ОКБ Камова разработало ряд проектов боевых вертолётов, своеобразных летающих БМП, по назначению аналогичных знаменитому впоследствии Ми-24. При этом были исследованы самые различные схемы — от привычной соосной (проект Ка-25Ф) до «летающего вагона» (проекта В-50) с продольным расположением несущих винтов. Тогда безоговорочным победителем оказался Ми-24.

Аппарат, представленный высокой комиссии, явно не вписывался в её представление о вертолёте огневой поддержки. Прежде всего схема — сложный, хрупкий и громоздкий на вид соосный ротор вызвал множество сомнений. Дальше — одноместная кабина. А ведь у американцев, да и на нашем Ми-24, есть и пилот, и оператор оружия. Непревычно большое количество электроники — а может ли она надёжно работать в бою и не вызовет ли чрезмерной психофизиологической нагрузки на пилота? И сколько всё это будет стоить?

Но у идеи на этот раз нашлись не только оппоненты. Поддержка тогдашнего Главного маршала авиации Кутахова и руководителя МАП Силаева в те времена значила очень многое — она и решила дело.

Так родился «в металле» вертолёт В-80, испытанный в 1982 году. Через два года ему предстояло выйти на конкурсные испытания. У камовской машины оказалось сразу два противника — «вражеский» АН-64А Апач и «свой» Ми-28 — детище ОКБ, возглавляемого сейчас М.В. Вайнбергом.

Итак, в основу ставятся высокие лётные характеристики. К обычным для любого летательного аппарата скорости, скороподъёмности и маневренности добавляется ещё и потолок. Этот параметр становится определяющим при действии вертолёта в горах. Именно потолок резко ограничил возможность применения Ми-24 в Афганистане — он составлял всего 1300 метров, а Ми-8, которые могли «висеть» на высоте 2700 м, имели низкую живучесть и несли большие потери от стрелкового оружия душманов.

Схемой, наиболее полно отвечающей требованию достижения высоких лётных характеристик, оказалась соосная. Она исключала потерю мощности на рулевой винт, давая на 12% большую тягу, была компактной, не имела перекрёстных связей в каналах управления и, обладая аэродинамической симметрией, позволяла совершать маневры. В полёте у земли, особенно в лесу, в горах или среди строений, лётчик не боялся задеть за что-либо рулевым винтом (контролировать это очень сложно, ввиду его расположения и удалённости от места пилота). Всё это впоследствии было подтверждено при испытаниях десантно-ударного вертолёта Ка-29 в Афганистане — статический потолок новой машины составил 3700 м. Его силовая установка лучше переносила жару, столь сильно мешавшую Ми-24 и Ми-8.

Требованию достижения максимальной скорости полёта была подчинена и аэродинамика фюзеляжа. Сопротивление вертолёта при маневрировании уменьшает также довольно крупное крыло, создающее значительную подъёмную силу и разгружающее несущие винты. Применение осевого компрессора определило сравнительно большие габариты двигателя. Встроенные маслёнки могут обеспечить работу двигателя в течение 20 минут после выхода из строя основной маслосис-темы двигателя.

Но ведь «внутренний» конкурент ОКБ им. Миля располагает тем же двигателем, а значит, для получения лучших характеристик необходимо пойти на новый оригинальный шаг, который сможет дать снижение массы конструкции вертолёта. Здесь камовцев выручил привычный нетрадиционный подход к проектированию — что, если отказаться от экипажа из двух человек?

Бронированная кабина оператора с массой оборудования и двойным управлением не только весит многие сотни килограммов, но и увеличивает разнос масс относительно оси ротора, делая вертолёт более заметным и менее маневренным. А работу оператора вооружения можно переложить на плечи электроники, предельно автоматизировав полёт в заданный район, поиск цели и ведение огня.

ВНТК им. Камова — один из пионеров использования композиционных материалов (КМ) в авиационной технике. Снижение массы за счёт применения КМ обычно с лихвой окупает недостатки. В конструкции фюзеляжа вертолёта применён кевлар (композит из органволокна и полимерной матрицы). Этот материал сочетает высокую прочность с хорошей технологичностью, значительным ресурсом и стабильностью свойств.

Теперь о вооружении. Основной противник В-80 — бронетехника, значит, «главный калибр» вертолёта — противотанковая управляемая ракета (ПТУР). Закономерно, что для своего детища камовцы выбрали новейший образец — ракету «Вихрь», способную поражать малоразмерные подвижные цели на дальности до 10 км. Это означает, что вертолёт при стрельбе не входит в зону поражения не только зенитноартиллерийских средств, но и основных ракетных комплексов малой дальности, созданных к настоящему времени. То есть располагаемое время для выбора цели, прицеливания и пуска ракеты практически не ограничено. А уж если «Вихрь» нашёл свою цель — пощады не жди: тандемная камулятивная боевая часть поражает 800 мм разнесённой брони с динамической защитой.

Последний компонент вооружения вертолёта — пушка. Как и конструкторы Ми-28, создатели В-80 выбрали «пехотное» орудие 2А42 калибра 30 мм. Высокая начал ьнаяскорость и масса снаряда обеспечивают высокую вероятность поражения легкобронированных целей. А высокая точность обеспечивается прицельной системой, испытанной на многочисленных стрельбах в полигонных условиях. Сама же пушка прошла суровую проверку в Афганистане и заслужила наилучшую оценку. Особо стоит отметить её надёжность в самых тяжёлых условиях — пыль, грязь и длительные перерывы в профилактическом обслуживании оказались ей нипочём.

Командующий армейской авиацией России генерал-лейтенант Виталий Павлов в интервью английскому журналу «Флайт» обратил внимание на ещё одну особенность новой СУВ — теперь есть возможность передачи информации с вертолёта-разведчика на борт В-80 по специальному защищённому каналу. Вероятно, передача данных должна производиться в цифровом виде в реальном масштабе времени. Такая система может значительно расширить возможности вертолёта огневой поддержки. Да вот беда — специализированного вертолёта-разведчика в России сейчас нет, а старые Ми-24РК для этой цели крупноваты, да и не оснащены необходимой аппаратурой.

Четыре объёмистых топливных бака резко увеличивают дальность полёта, что обеспечивает его быстрое саморазвёртывание, а подвесные контейнеры вмещают всё необходимое для нормальной эксплуатации на новом необжитом аэродроме. Конструкция вертолёта предусматривает и возможность перевозки средними военно-транспортными самолётами Ил-76. Создатели В-80, столь тщательно продумавшие все меры удобства для пилота, не забывали и о его наземном персонале. Доступ к двигателю и основным системам машины обеспечивают большие легкосъёмные люки. Заправка вертолёта и снаряжение боекомплекта производится прямо с земли, что сокращает время подготовки к полёту. Чтобы попасть в кабину, не нужна стремянка — специальные поручни помогают подняться для осмотра втулки ротора, а откидные капоты можно использовать в качестве трапов.

Высокую оценку изделие получило на выставке «Фарнборо’92». Вертолёт впервые был официально представлен под названием Ка-50 Вервольф (это слово, как и Хокум, переводится как Оборотень). Западные средства массовой информации отмечали, что русский Оборотень весьма опасный конкурент их вертолётам такого класса.

Изменения, произошедшие в мире за последние годы, сделали возможными вещи, ещё недавно казавшиеся нереальными. Ка-50, всегда окутанный плотной завесой секретности, теперь не только стал экспонатом одной из самых представительных выставок, но и выгодным предметом продажи. Вервольф вызвал интерес у военных многих стран, и одним из первых его покупателей, возможно, станет Англия.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост