Княгиня — вампир

Всем знакома история вампира Дракулы, придуманная ирландским писателем Брэмом Стокером.

Прототипом главного героя романа считается живший в XV веке валашский господарь Влад III Цепеш, который наводил ужас на современников своей чудовищной жестокостью. Дракула — самый известный, но далеко не единственный в мире легендарный вампир. Рассказы о вампирах были довольно широко распространены в разных странах, причём вампирами нередко называли конкретных, реально существовавших людей.

Княгиня — вампир

Археологи, историки и специалисты по судебной медицине сделали недавно интересное открытие. Речь идёт не о биографии прототипа прославленного графа Дракулы, а о жизненном пути австрийской дворянки, княгини Элеоноры фон Шварценберг, принадлежавшей по рождению к знатному чешско-немецкому роду фон Лобковиц.

Инициатором поисков конкретных материальных следов, свидетельствующих о жизни и смерти княгини Элеоноры фон Шварценберг, стал венский учёный Райнер Кёппль. Раскопки, предпринятые в маленьком старинном городке Чешский Крумлов в 180 километрах от Праги, принесли неожиданное открытие. Археологи раскопали в Крумлове три так называемых могилы вампира. Своеобразные захоронения говорят о том, что современники боялись этих покойников и принимали все возможные меры, чтобы помешать предполагаемому вампиру вылезти из гроба. Традиционное средство — заострённый деревянный кол, которым пробивали тело мертвеца, — дополнялось ещё некоторыми другими ритуальными действиями.

Именно таким способом была погребена, как сразу же предположил Кёппль, одна из прежних владелиц замка Крумов Элеонора фон Шварценберг. Таинственная дама жила в тот период, когда панический страх перед вампирами прочно завладел умами жителей Австрийской империи. О княгине ходила дурная слава, она интересовалась оккультными науками и нажила себе много врагов при дворе в Вене.

Княжна Элеонора Елизавета Ама-лия Магдалена фон Лобковиц родилась в замке Мельник неподалёку от Праги 20 июня 1682 года, а скончалась 5 мая 1741 года во дворце Шварценберг в Вене. В 1701 году Элеонора стала супругой австрийского обер-гофмаршала, наследного принца и впоследствии князя Адама Франца Карла Эвсебия фон Шварценберга. Молодая аристократка слыла высокообразованной женщиной. Вместе со своим мужем она составила при дворе центр культурной жизни имперской столицы.

Придворное общество увлекалось, главным образом, охотой. Торжественные официальные приёмы и чинные придворные балы чередовались с пышными шумными пирами. Супруг Элеоноры после 31 года совместной жизни погиб от несчастного случая на охоте в императорских владениях на Эльбе. Смертельный выстрел сделал сам император Карл VI — князь фон Шварценберг по ошибке оказался как раз на линии огня. Опечаленный Карл VI забрал к себе в Вену ко двору сына Элеоноры, кроме того, он назначил вдове ежегодное денежное содержание в размере 5 тысяч гульденов.

Княгиня Элеонора прожила после смерти мужа десять лет и умерла в 1741 году в резиденции Шварцен-бергов в Вене. Франц фон Гершторфф, придворный медик императора Карла VI, сделал вскрытие, на основании которого установлена причина смерти — рак. Бренные останки княгини похоронили в часовне Святого Непомука в костёле Святого Вита в Крумлове.

В 2007 году австрийские кинематографисты сделали попытку в документальном фильме Die Vampirprinzessin собрать доказательства того, что Элеонору фон Шварценберг считали при жизни вампиром и что перипетии её судьбы вдохновили поэта Готфрида Августа Бюргера на сочинение баллады «Ленора». Эта баллада известна русским читателям по поэтическому переводу Василия Жуковского.

Интерес к биографии Элеоноры фон Шварценберг оживился после поразительных находок, сделанных на кладбище в Крумлове. Типичные «могилы вампиров» позволяют предполагать, что они принадлежат людям, которых подозревали в вампиризме. Скелеты с пробитой кольями грудной клеткой, относятся к первой половине XVIII века. Именно в это время умерла княгиня Элеонора фон Шварценберг и была похоронена в Крумлове.

В конце жизни Элеонора тяжело болела. Она прибегала к всевозможным, самым необычным, средствам исцеления, призывала к себе в замок Крумлов знаменитых алхимиков и оккультистов. Некоторые являлись даже без приглашения и предлагали богатой правительнице испытать на себе их целительные силы. Она принимала всех и прислушивалась к их советам. Элеонора была заядлой курильщицей и верила, что табак оказывает лечебное действие. Она закупала множество лекарств, о чем свидетельствуют сохранившиеся счета, но самые крупные суммы уплачены за табак.

В замке регулярно происходили спиритические сеансы, с помощью которых Элеонора надеялась отогнать от себя злые силы. Княгиня держала и разводила волков, потому что многие лекари рекомендовали ей пить молоко волчиц. В великолепно убранном, хотя и несколько мрачном, замке висели по стенам картины немецких и голландских художников, подобранные по тематике. Хозяйка отдавала предпочтение картинам, сюжеты которых связаны с колдовством, вампирами, магией.

Эти факты биографии княгини, безусловно, характеризуют её как своеобразную личность. Другие сведения о жизни знатной дамы свидетельствуют о том, что она была сильной, энергичной особой и оказывала на жизнь города не меньшее влияние, чем её супруг. В период её правления был перестроен замок, именно при Элеоноре он приобрёл архитектурный облик, дошедший до наших дней. По её требованию построили в замке театр. Этот театр в стиле барокко, сохранившийся вместе с оригинальными кулисами и костюмами — уникальная достопримечательность Крумлова. Княжеская чета принимала у себя в замке выдающихся учёных, инженеров, артистов. При дворе и на улочках города царило смешение языков: кроме чешской и немецкой речи, звучала также итальянская, испанская, французская. Княгиня отличалась весёлым нравом и изобретательностью, умела придумывать забавные и утончённые развлечения.

Вечный праздник в Крумлове оборвался после трагической гибели князя фон Шварценберга. На плечи вдовы свалилась тяжёлая ноша — ей пришлось самостоятельно управлять большим и сложным хозяйством. Шварценберги владели шахтами и стекольными заводами, деревообрабатывающими предприятиями, пивоварнями, сельскохозяйственными угодьями, системой искусственных прудов. Судя по имеющимся документам, Элеонора фон Шварценберг сама вникала во все дела и хорошо разбиралась в технических и финансовых вопросах. Хозяйство при ней процветало.

В честь покойного мужа вдова приказала построить новый склеп. Не следует забывать, что благородные дамы в то время только вели светскую жизнь, блистали на балах и рожали наследников, а все хозяйственные и другие практические вопросы были в ведении мужчин. Среди современниц Элеоноры фон Шварценберг трудно найти другую даму, которая успешно справлялась с «мужской работой» по управлению имением. Это говорит не только о решительном и властном характере нашей героини, но и об её уме и необычной для избалованной аристократки образованности.

Подданные вряд ли особенно любили свою правительницу -она была слишком яркой и необычной. Ещё в молодые годы Элеонору постигло страшное разочарование. Князь хотел иметь наследника, и княгиня страстно мечтала о ребёнке, а смогла родить только в сорок один год. В то время считалось доказанным медицинским фактом положительное влияние на женский организм молока волчиц. Вероятно, это заблуждение связано с античной легендой о братьях Ромуле и Реме, основателях Рима, вскормленных молоком волчицы. Элеонора стремилась во что бы то ни стало зачать ребёнка, поэтому она приказала поселить на хозяйственном дворе замка несколько семейств волков. Волчиц доили, и Элеонора пила их молоко. Волки, должно быть, выли по ночам, и люди в деревне слышали доносившийся из замка волчий вой. Им было страшно, и суеверные сельские жители привыкли считать замок зловещим местом.

Смерть Элеоноры окутана таинственностью. Княгиня десятилетиями выискивала у себя болезни и постоянно лечилась. Она скончалась вечером, неожиданно, потому что весь день чувствовала себя лучше, чем накануне. В ту же ночь тело усопшей увезли в Вену для медицинского вскрытия. Письменный отчёт о вскрытии сохранился в Государственном архиве. Из этого документа следует, что женщина действительно болела раком шейки матки и умерла именно от этой болезни. Симптомы этой страшной болезни, в то время абсолютно неизлечимой, врачи приписывали укусам вампира. Медики были уверены, что они разгадали дальнейшую судьбу страдалицы — стать после смерти вампиром. Именно этим можно объяснить, почему аристократку, богатую и властную правительницу Крумлова, похоронили как потенциального вампира, с соблюдением известных предосторожностей, то есть вбили ей в грудь массивный заострённый деревянный кол.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост