Мальстрём — ужасный и опасный

На северо-западном побережье Норвегии, всего в 90 милях к северу от Северного полярного круга, поблизости от побережья, в Норвежском море расположены Лофотенские острова.

641_41Несмотря на суровые климатические условия, царящие на архипелаге: короткий световой день, безжизненные скалистые земли, постоянно бурлящее холодное море, на Ло-фотенах издавна селились люди. Здесь во все времена находились самые богатые рыбой места, но у местных рыбаков есть один страшный «враг» — водоворот Мальстрем.

Возникает водоворот дважды в сутки, в западной части залива Вест-фьорд. Имя его известно многим из книг. Между тем, моряки расскажут десятки леденящих душу историй о страшной пучине Мальстрема, а выдержки из «Лоции северо-западного и северного побережья Норвегии» лишь подтверждают правдивость их слов. «…Его ярость в большей степени объясняется нерегулярностью дна, которое круто поднимается от западного к восточному входу в пролив (между островами), а с южной стороны течения наталкиваются на препятствие в виде банки к северу от острова Вере. Течение приобретает самую большую скорость, достигающую шести узлов, во время западных штормов зимой… Если начинающийся в море шторм и прилив совпадают, потоки воды приобретают значительную силу, и пролив становится совсем непроходимым», — говорится в Лоции. Когда ветер и прилив встречаются лоб в лоб, потрясающий гром этого столкновения можно услышать на расстоянии трех миль и более, что делает правдоподобными события, произошедшие в вербное воскресенье 1645 года. В то роковое утро Мальстрем показал свою необузданную ярость в полную силу, производя оглушительный, потрясающий землю рев, которым, как сообщают, были повреждены дома деревенских жителей и разрушены до основания каменные стены домов на близлежащем острове Москен.

Сведения о Мальстреме прослеживаются в легендах средних веков. Они рассказывают о безобразном морском чудовище под названием «драуг» (дракон), которое живет в бурных водах западного побережья Норвегии и предвещает беду несчастному мореплавателю, который его увидит.

В конце XVI века английский географ Ричард Хэклют дал описание уникального явления природы в своем монументальном многотомном произведении «Основные плавания, путешествия, передвижения и открытия английской нации». Хэклют упоминает о путешествии в недоступные субполярные районы к северу от Англии во время правления Эдуарда III, совершенном в 1300 году монахом-францисканцем Николасом де Линна. Он же сообщает: «Недалеко от этих островов (т.е. Гебридских и других) к северу имеется удивительный морской водоворот… если случается, что какой-нибудь корабль проходит этим путем, он затягивается волнами с такой бешеной силой, что чаще всего ему нет спасения, и он поглощается водоворотом».

Ричард Хэклют еще раз пишет о Маль-стреме при изложении рассказа о путешествии Энтони Дженкинса из Лондона в Россию в 1557 г.:

«Следует отметить, что между упомянутыми островами Реет и Лофут имеется водоворот под названием Мальстранд, который с половины отлива и до половины прилива производит такой ужасный рев, что задвижки дверей в домах жителей этих островов дребезжат на расстоянии десяти миль. Глубина и размеры образующихся воронок водоворота таковы, что судно, попадающее в сферу их притяжения, неминуемо захватывается, идет ко дну и там разбивается о камни; когда море утихает, обломки выносит на поверхность. Но это затишье наступает только в промежутке между приливом и отливом и продолжается всего четверть часа, после чего волнение снова постепенно нарастает. Когда течение бушует и ярость его еще усиливается штормом, опасно приближаться к этому месту на расстояние норвежской мили. Часто случается, что какие-нибудь киты заплывают в потоки водоворота, тогда они издают такой неистовый жалобный рев, что невозможно описать».

Писатели также отдали дань ужасной пучине. Особенно хорошо известен рассказ Эдгара По «Низвержение в Маль-стрем» (1841 г.), в котором сам автор выступил в роли вынужденного рассказчика об обезумевших силах природы. Съежившись от страха на вершине скалы Хельсегген у южной оконечности острова Москенесе, нависшей над проливом Мос-кямстреумен (Мальстрем), Эдгар По в смятении слушал, как местный седоволосый рыбак описывал различные чудеса и ужасы этого явления природы. Старик рассказывал как три года назад он и два его брата отправились ловить рыбу в Мальстреме, воспользовавшись коротким перерывом тихой воды между отливом и приливом. На этот раз, однако, его часы остановились, рыбаки забыли о времени, и их лодка очутилась внутри вновь зарождавшегося водоворота. Положение еще больше усугубилось внезапно разразившимся штормом ураганной силы, усилившим Мальстрем до невероятных пропорций. Вот что старик увидел после того, как судно, не слушаясь руля, повернуло в огромную тарелку чудовищного водоворота:

«Края водоворота были обозначены широким поясом сверкающих водяных брызг, но ни одна из них не соскальзывала в пасть ужасающей воронки, внутренняя часть которой, насколько можно было охватить глазом, представляла собой гладкую, сияющую и черную, как смола, стену из воды, наклоненную к горизонту под углом 45 градусов, совершающую с головокружительной быстротой круг за кругом в покачивающемся, судорожном движении и посылающую ветрам наводящий ужас звук — полувизг, полурев, какой даже могучий Ниагарский водопад не в состоянии посылать к небесам в своей агонии…

Никогда не забуду того благоговения, ужаса и восхищения, с которым я смотрел на происходящее вокруг меня. Лодка, казалась, висела, как по волшебству, посередине, на внутренней поверхности воронки обширных размеров по окружности, огромной глубины, совершенно гладкие стены которой можно было принять за сделанные из черного дерева, если бы они не вращались с ошеломляющей быстротой и если бы не мерцающее, призрачное сияние, которое они излучали, когда лучи полной луны струились золотыми потоками по черным стенам и исчезали далеко внизу, в самых отдаленных недрах пропасти».

Вращаясь и неуклонно погружаясь в страшную утробу Маль-стрема, рыбак отчаялся получить спасение и примирился с тем, что ему суждено было погибнуть в водяной пучине. Но все же он привязал себя к бочонку, в котором прежде хранилась вода, и за который он держался, чтобы его не снесло за борт, благодаря которому и спасся.

Водовороты существуют и чаще всего встречаются в относительно мелководных проливах, которые соединяют два более обширных и глубоких массива воды с разной системой циркуляции. При идеальных, ничем не осложняющихся условиях, «мальстремы», как принято считать, вращаются в направлении против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке — в Южном, что связано с вращением Земли. Однако местные топографические и гидрографические условия часто берут верх над этой естественной закономерностью. Большое количество разнообразных условий может привести к зарождению или образованию водоворотов. К ним относятся: встреча противоположных приливных или морских течений, ветров, наличие скал и рифов, неровности дна, естественные уклоны, действие земного притяжения или комбинация этих элементов.

Мальстрем нашего времени — это огромный вспучивающийся ковер приливных волн у Лофотен-ских островов. Пролив имеет в ширину почти пять миль между островами Москенесе к северу и Москен к югу. Посередине прохода лежат два скалистых острова Хьельхольм и Хегхольм. У восточного входа расположена банка Херьескаллен — подводная шхера или скала, с глубиной над ней менее двух сажен, которая образует местные завихрения даже в штилевую погоду.

Залив Вест-фьорд, в водах которого разбросаны Лофотенские острова, является акваторией оживленного судоходства. На его побережье расположен современный порт Нарвик. Отсюда круглый год морские рудовозы вывозят железную руду, поступающую из Швеции по железной дороге. Капитаны знают фарватер и зря к Мальстрему не пойдут, ведь нередко случается, особенно в зимний период, штормовой ветер в проливе к северу от острова Моске поднимает крутую волну, и тогда рев бушующего водоворота, где вода несется со скоростью 11 километров в час, заставляет поеживаться даже бывалых рыбаков. Тем не менее, туризм на Лофотенах популярен и, если верить путеводителям, «зимняя ловля рыбы в архипелаге — удовольствие высшего мирового класса».

Кстати сказать, в 55 милях к югу от Ло-фотенских островов, возле приморского города Буде, известен другой водоворот -Салтстраумен. Он возникает время от времени в одноименном проливе и хорошо просматривается с суперсовременной шоссейной дороги, бегущей мимо. Размеры его и особенно скорость вращения впечатляют. Любителей рыбалки здесь тоже много: в воду никто не заходит, а с берега ловить оглушенную водоворотом рыбу нетрудно.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост