Небесные пираты

Ещё совсем недавно слово «пират» у нас ассоциировалось с одноглазым угрюмым типом в треуголке и с неизменным попугаем на плече, с саблей наголо бороздящим моря. s20_738_22С развитием прогресса его сменил не менее оборванный тип в бейсболке, попугай куда-то исчез, зато на смену сабле пришёл автомат Калашникова. Суть занятия осталась та же — облегчение торговых кораблей от ценного груза.

Но прогресс понёсся дальше, и сейчас мы вынуждены привыкать к новому, доселе невиданному виду пиратства — воздушному. Нынешние пираты не брезгуют угоном самолётов — особенно если при этом можно пограбить ещё и пассажиров…

Власти тех стран, которые борются с пиратами, от прогресса стараются не отставать, активно используя авиацию. С описания подобных случаев мы, пожалуй, и начнём.

ЧУДЕСА НА ВИРАЖАХ

15 марта 2003 года в эфире территориальных вод Омана прозвучал отчаянный призыв «На помощь!». Торговое судно «Трайдер», идущее под флагом Кипра, было атаковано пиратами.

Помощь пришла даже быстрее, чем рассчитывал радист «Трайдера». Из облаков над судном внезапно вынырнул серо-белый самолёт «Орион» с опознавательными знаками ВМС Испании и, блестя четырьмя кругами винтов, низко прошёл над сцепившимися в абордаже плавсредствами. Оценив ситуацию и совершив разворот, «Орион» сбросил на катера пиратов шесть дымовых шашек, а затем пилоты предупредили через динамик, что в случае непрекращения абордажа следом полетит кое-что посерьёзнее. Пираты, обалдевшие от мгновенной перемены сил, быстро попрыгали в свои моторки и убыли в неизвестном направлении…

Как выяснилось позже, самолёт оказался рядом в результате проводимой международной операции «Длительный мир», начатой после терактов 11 сентября 2001 года и направленной на пресечение морских перевозок террористами в зоне Индийского океана. От испанских ВМС в том числе участвовала и эскадрилья базовых противолодочных самолётов Р-ЗВ «Орион» с базы Морон-де-ла-Фронтера, чей самолёт и подоспел на помощь…

Ранее, в ноябре 1999 года, индийский корвет «Прахар» в Аравийском море освободил захваченное пиратами грузовое судно «Алондра Рэйн-боу». Там события развивались поистине в стиле боевика: после 12 дней погони корвет с помощью двух самолётов-раз-ведчиков и патрульных катеров индийской береговой охраны всё-таки обезвредил пиратов и возвратил похищенное судно владельцу.

Не менее драматичными и напряжёнными были совсем недавние события, произошедшие 24 августа 2005 года в Малаккском проливе.Там экипаж катера малазийской морской полиции заметил сухогруз«Полиджинг»,огибающий остров Кукуп у южной оконечности малазийского штата Джохор. Что-то в окраске судна полицейским показалось странным, и они приказали «Полиджингу» остановиться. Но, несмотря на неоднократные приказы остановиться для досмотра, а также предупредительные сирены, капитан судна продолжал двигаться со скоростью десять узлов в час. Подозрительное поведение сухогруза вынудило команду патрульного катера обратиться к руководству с просьбой о придании им дополнительных сил для задержания судна.

Точку в погоне, которая длилась 17 часов, поставил спецназ морской полиции, высаженный на палубу «Полиджинга» с вертолётов. «Только после того, как вооруженные бойцы спецназа высадились на борт сухогруза с вертолётов, капитан заглушил двигатели. Все 20 членов экипажа, китайцы по происхождению, в возрасте от 20 до 45 лет были арестованы и доставлены для допроса в отделение полиции в городе Танджунг Пиэй», — заявил начальник морской полиции штата Абдул Рахман Ахмад в интервью газете «Стар». Как оказалось позже, полицейские оказались правы в своих подозрениях — «Полиджинг» оказался похищенным 17 ноября 2002 года у берегов индонезийского острова Батам малазийским грузовым судном «Натрис».

Учитывая крайне непростую обстановку в Юго-Восточной Азии, 5 августа 2004 года три государства этого региона — Индонезия, Сингапур и Малайзия — приступили к беспрецедентной операции по охране Малаккского пролива от пиратов: на патрулирование заступили одновременно двадцать боевых кораблей. Но, как показала практика, только кораблей оказалось мало — внезапность нападения, быстрота и чёткость действий пиратов требовали иных способов реагирования. И такой способ в руках государств присутствует — им оказалась боевая авиация. Поэтому соглашение о совместном патрулировании силами ВВС данных стран было подписано. Также к сотрудничеству в данной сфере большой интерес проявляет и Таиланд, хотя он не числится среди

стран, расположенных в районе Малаккского пролива…

ПИРАТСТВО НА КАРИБАХ: ТРАДИЦИИ СИЛЬНЫ

А теперь поговорим собственно о воздушном пиратстве. Этот вид разбоя особенно расцвёл в шестидесятых годах в Карибском море. И если раньше пираты здесь грабили и угоняли суда, то теперь они переключились на огромные пассажирские самолёты.

Преуспела в этом прибыльном занятии Куба сразу после победы на ней революции. Так, например, 24 июля 1961 года некий натурализованный американец кубинского происхождения, которому власти США не дали разрешения возвратиться на родину, заставил пилота многоместного пассажирского самолёта «Электра» изменить курс и посадить машину в Гаване. На следующий же день власти Кубы разрешили экипажу и пассажирам вернуться в США, но самолёт оставили себе. Премьер-министр Кубы Фидель Кастро доходчиво разъяснил американскому правительству, что лайнер будет возвращён не раньше чем рак на горе свистнет, потому что сами США также промышляют задерживанием и угоном кубинских самолётов. Американцам слово «пиратство» больно резануло ухо, и они, избегая называть вещи своими именами, изобрели специальный термин, определяющий акты воздушного пиратства — «Нуаск», который используется и по сей день.

В конце концов, американские авиакомпании настолько примирились с угоном их самолётов на Кубу, что даже снабдили на всякий случай своих пилотов картами гаванского аэропорта Хосе Марти, а бортпроводницам приказали не вдаваться в какие-либо пререкания с возможными похитителями самолётов и выполнять по мере возможности их указания…

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост