Вокруг света без руля и мотора

1 марта 1999 года в маленькой деревушке Шато Де в Швейцарских Альпах собралось множество народа. Все смотрели вверх. На длинных стропах в воздухе держался огромный цветной воздушный шар швейцарской фирмы «Брейтлинг ор-байтер». Вместо гондолы под шаром висела металлическая кабина. Два человека, стоявшие на крыше кабины, в последний раз махнули рукой провожающим и скрылись в люке. Сцена прощания в прямой трансляции демонстрировалась на национальных и общеевропейских каналах телевидения.

s20_738_10Через несколько минут шар взмыл в воздух и вскоре поднялся на высоту нескольких километров. Среди провожавших была Мари Пикар и её трое детей. По лицу женщины текли слёзы — ведь она могла никогда больше не увидеть своего мужа Бертрана Пикара, командира корабля «Брейтлинг орбайтер 3».

Бертрана сопровождал англичанин, инструктор по полётам на воздушных шарах, Брайан Джонс. Пилоты уже участвовали в подобных рискованных полётах. На высоте десять километров и выше очень холодно, и атмосферный воздух не годится для дыхания. Поэтому герметичная кабина была оборудована обогревательной системой и специальными сменными кассетами для производства дыхательной смеси, наподобие тех, что имеются на подводных лодках. Запас газа для воздушного шара хранился в баллонах, закреплённых по периметру кабины.

Управлять воздушным шаром сложно, нужно регулировать высоту, чтобы ловить воздушные течения. Кроме того, пилотам периодически с риском для жизни приходилось вылезать на крышу кабины, чтобы сбивать лёд со строп и поверхности шара. Если не сделать этого вовремя, можно погибнуть.

Интрига полёта «Брейтлинг орбайтер 3» заключалась в том, что одновременно с ним в воздух поднялся шар фирмы «Кейбл энд Вайлисс» с пилотом Энди Элсоном на борту. Соперники хотели войти в историю, завоевав звание первых людей, совершивших беспосадочный перелёт на воздушном шаре вокруг Земли.

У Энди Элсона изначально имелось преимущество, так как он получил разрешение на пролёт над территорией Китая. Многие районы Пикару и Джонсу приходилось огибать, так как они не имели соответствующего разрешения. Лишь в последний момент из Центра управления полётом в Швейцарии отважные воздухоплаватели получили сообщение, что могут лететь над Южным Китаем. Благодаря этому они поймали постоянные ветры, дующие на восток, и за минимальный срок перелетели через Тихий океан.

Предстояло ещё преодолеть воздушные пространства над Центральной Америкой и Атлантическим океаном. 20 марта 1999 года «Брейтлинг орбайтер 3», находясь на высоте 11 ООО метров, пересёк воображаемую финишную черту над территорией Мавритании с координатами 9 градусов 27 минут западной долготы. Таким образом, рекордное время кругосветки составило 19 дней 21 день и 55 минут. Став победителями, Пикар и Джонс закончили свой исторический, самый длинный по протяжённости и по времени полёт 21 марта, приземлившись близ великих пирамид в Гизе.

Путешествие не обошлось без драматических ситуаций. Однажды пилоты не поменяли вовремя кассету с дыхательной смесью и едва не задохнулись.

СЛАВНАЯ ДИНАСТИЯ

Бертран Пикар с детства увлекался воздухоплаванием. Его дед Огюст Пикар, друг Альберта Эйнштейна и Марии Кюри, был профессором физики. Он изобрёл принцип газового баллона, способного достичь стратосферы. В 1931 году Огюст поднялся на построенном им стратостате на высоту 1б ООО метров, став пионером экспериментального изучения верхних слоёв атмосферы и космических лучей. Он был первым человеком, увидевшим поверхность планеты с такой высоты. Пикар применил принцип стратосферического баллона к океанографическим исследованиям и изобрёл батискаф, на котором в 1953 году опустился на максимальную для того времени глубину — 3160 метров. Благодаря своим изобретениям и рекордам высоты и глубины Огюст Пикар приобрёл славу «экстремального» человека, его имя попало в энциклопедические словари и Книгу рекордов Гиннесса.

Отец Бертрана, Жак Пикар, увлекался погружениями на дно океана и в 1960 году установил рекорд — 11 ООО метров, опустившись в Марианскую впадину. Согласитесь, имея такую родословную, невозможно не приобрести страсти к приключениям и путешествиям.

Бертан получил медицинское образование и имел практику психотерапевта и психиатра в Лозанне. Однако истинной страстью швейцарца всегда были полёты. «Чувство, которое испытываешь, поднявшись в воздух, ни с чем не сравнимо — это истинное счастье», — любит повторять смельчак. Ещё будучи подростком, он увлёкся дельтапланеризмом, парашютным спортом и полётами на планерах. Достиг больших успехов в дельтапланеризме, установил рекорды высоты и дальности полёта, завоевал звание чемпиона Европы по воздушной акробатике на дельтаплане. В 1983 году Пикар стал первым человеком, перелетевшим на планере через Альпы.

Со временем спортсмен стал ярым пропагандистом альтернативного, экологически чистого воздухоплавания, участвовал в сотнях авиа- и аэрошоу в Европе и Америке.

Хобби Бертрана никогда не мешало его профессии. Дельтаплан служит для него психологической лабораторией, как гондола воздушного шара служила физической лабораторией для его деда. Постоянной темой научных изысканий психиатра стало изучение поведения человека в экстремальных, опасных для жизни ситуациях. Кроме того, он исследует причины тяги человека к экстриму, к приключениям. Доктор Пикар овладел лечебными методами гипноза и является руководителем Швейцарского медицинского общества гипноза. Он изучает также восточные духовные практики и с успехом применяет их для лечения своих пациентов.

«СОЛНЦЕЛЁТ»

Пикар периодически участвует в экстремальных соревнованиях. В 1992 году фирма «Крайслер» устроила гонки через Атлантический океан на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Пикар вместе с капитаном их команды, бельгийцем Вимом Верстраетеном, взял первый приз после пятидневного полёта на высоте 5000 метров. Позднее Бертран признался, что именно во время тех гонок у него родилась мысль совершить беспосадочный облёт Земли без использования мотора и руля, полагаясь только на силу ветра. Лучше всего для этой цели подходил воздушный шар.

12 января 1997 года состоялся первый полёт на воздушном шаре «Брейтлинг орбайтер 1», спонсируемый Олимпийским комитетом. Это была рекламная акция, пропагандирующая экстремальные виды спорта, однако она закончилась неудачно. Керосиновое топливо протекло, и ядовитые испарения отравили кабину. Через шесть часов после старта пилоты совершили вынужденную посадку. 8 февраля 1998 года «Брейтлинг орбайтер 2» приземлился на рисовом поле в Бирме, не получив разрешения пролететь над территорией Китая. Лишь с третьей попытки Бертрану удалось осуществить свою мечту о кругосветке. В настоящее время любой желающий может полюбоваться на «Брейтлинг орбайтер 3» в Смитсоновском аэровоздушном музее в Вашингтоне. Аппарат занял достойное место рядом с самолётом братьев Райт и капсулой «Аполлона 11». Пикар и Джонс получили за кругосветное путешествие различные национальные и международные премии и награды, навсегда вписав свои имена в историю воздухоплавания, рядом с именем Огюста Пикара.

Бертран не останавливается на достигнутом. Он написал ряд книг, в том числе «Вокруг света за двадцать дней», ставшую бестселлером. Организовал общественную организацию «Ветры надежды», призванную оказывать помощь больным детям в беднейших странах Азии и Африки. В настоящее время спортсмен занят новым проектом. Он собирается совершить облёт Земли на самолёте, использующем энергию солнца. Энергии, запасённой в светлое время суток солнечными батареями, расположенными на широких крыльях, должно хватить на ночной полёт. Аппарат под названием «Солар импульс» конструируется в Институте технологий в Лозанне. Первые испытания «солнцелета» запланированы на 2014 год.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост