Гиперболоид инженера Х

За разработку лазерного оружия академики Басов и Прохоров получили Нобелевскую премию.

667_16Претендовал на это звание и профессор Валентин Фабрикант, по его утверждению, разработавший теоретические основы получения когерентного излучения ещё в 30-х годах прошлого века. А вот фамилию Главного конструктора боевых лазеров я не знаю, а если бы и знал, то не стал бы озвучивать, раз он (они) сам пока не засветился в СМИ.

В середине 80-х мне по делам, напрямую с лазерным оружием не связанным, довелось побывать в одном военном институте. Тамошние лазерщики показали мне макет отечественного газодинамического боевого лазера наземного базирования. Иначе как техническим монстром это сооружение назвать было нельзя.

Наверняка многие видели по ТВ, как громадный ракетный тягач везёт на своей спине ещё более громадную сигару «Чёрной сатаны» (СС-18), наводящую ужас на штатовских военных, поскольку она способна преодолеть любую существующую систему ПРО.

А лазерная пушка — это целых три тяжёлых ракетных тягача, на двух из которых установлены какие-то разномастные цистерны, а на третьем — странное сооружение, напоминающее небольшую градирню. И всё это хозяйство связано воедино множеством трубопроводов и кабелей. Непонятно, как в случае чего эта троица будет разбегаться, разве что все эти соединения станут отстреливаться.

А к потолку лаборатории института на тонкой проволоке был подвешен макет американского боевого лазера самолётного базирования, представлявший собой громадный грузовой боинг, с нелепо торчавшей сверху фюзеляжа цилиндрической башенкой. Система эта называлась «КС-20» и весьма символично висела над нашим боевым лазером.

Технические параметры нашего лазера, хотя это и прошлый век, я здесь приводить не буду, а по данным нашей разведки американский «летающий дракон» мог поразить цель на расстоянии 400-500 километров с помощью лазерного импульса длительностью в несколько секунд и эквивалентной стоимостью в десяток миллионов долларов.

Чтобы оправдать эту дорогую игрушку, американцы с его помощью сбили парочку своих учебных ракет, а в 1985 году и одну советскую, роль которой выполняла списанная ракета «Титан» с громадной красной звездой на борту. Правда, с расстояния всего в 1 км.

Дело в том, что обещанные сотни километров — это теоретически и в космосе, а практически лазерная пушка бессильна даже против обыкновенного кучевого облака.

Вот почему на американском самолётном лазере и прицелы лазерные. Разумеется, обыкновенный локатор увидит цель и в облаке, но лазерный луч его не пробьёт, а если и пробьёт, то толку от него будет мало. Даже невидимый тепловой конвективный пузырь в атмосфере может его искривить и расфокусировать, поэтому приходится вводить сложнейшую компьютерную коррекцию кривизны лазерных зеркал. Есть ещё одна проблема, из-за которой лазер воздушного базирования с трудом втискивается в фюзеляж громадного «боинга». Предположим, для его функционирования требуется мощность одного самолётного двигателя, а для системы охлаждения нужны целых четыре таких двигателя. Какой уж тут истребитель, разве что из фантастического фильма о звёздных войнах — писателям и киношникам такие технические проблемы решать не приходится.

Но и в космосе проблема охлаждения не отпадает, даже усложняется, поскольку нельзя выбрасывать за борт расходное тело. Одна надежда на громоздкое радиационное охлаждение. Как следствие, когда советский лазер космического базирования

«Скиф-Д» был подготовлен к испытанию, он представлял собой громадный цилиндр размером с тот же «боинг», весом в 80 тонн, который могла вывести в космос лишь сверхмощная ракета «Энергия». Это был советский «асимметричный ответ» рейгановской СОИ, способный, как охотник из ружья, посбивать все вражеские орбитальные сооружения и спутники. Запуск на орбиту должен был состояться 15 мая 1987 года, но тот же «перестройщик» и автор «асимметричного ответа» в последнюю минуту передумал, и космическое испытание системы отменил.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛАЗЕРНОГО ОРУЖИЯ

Написание этой части статьи мне существенно облегчил полковник в отставке Михаил Тимошенко, написавший в конце октября большую статью на эту тему. Поэтому мне не придётся думать о том, чтобы не выдать какую-нибудь гостайну, и чисто тезисно я упомяну из этой статьи лишь некоторые, самые любопытные моменты.

В СССР разработку боевых лазеров вели сразу несколько КБ: «Алмаз», «Радуга», «Альтаир». Испытание мощного боевого лазера проводилось на сверхсекретном полигоне в Сары-Шаган, вблизи озера Балхаш. 10 октября 1983 года во время полёта американского космического корабля «Челленджер» его траектория полёта проходила как раз над территорией полигона — похоже, американцы, что-то разнюхав, решили тщательно сфотографировать этот участок.

М.Тимошенко в газете приводит версию событий тогдашнего командующего космическими войсками генерал-полковника Юрия Вотинцева: «Мы провели эксперимент в режиме обнаружения с минимальной мощностью излучения. Высота орбиты составляла 365 километров. Как сообщал потом экипаж «Челленджера», при полёте над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои аппаратуры, да и сами астронавты почувствовали недомогание».

Позволю себе уточнить сообщение командующего. По моим источникам информации, целью испытания была не лазерная локация, а засветка всей регистрирующей аппаратуры на борту челнока. Что и было успешно достигнуто. Хотя эта контрмера всё равно привела к «засветке» полигона, и дальнейшие испытания были перенесены в другое место.

На международной выставке МАКС-2003 был показан «конверсионный образец» боевого лазера, разумеется, со значительно меньшей мощностью. На этот раз весь комплект, включающий лазер, турбореактивный двигатель для его накачки и транспортёр, размещался на одном тягаче типа КрАЗ.

А в конце 80-х в воздух поднялся наш ответ американцам, размещённый на грузовом самолёте типа Ил-76. Как утверждает полковник Тимошенко, этот проект А-60 проходит испытания до сих пор, и проект получает госфинансирование в полном объёме.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост