Небоскребы, небоскребы

Крушение Вавилонской башни, казалось бы, навсегда отвратило человечество от новых попыток строительства сверхвысоких сооружений. Но на рубеже 20-го столетия в США сложились идеальные условия для реализации этой древней идеи.

Небоскребы, небоскребы

Население и без того крупных мегаполисов, в частности, Нью-Йорка и Чикаго, быстро росло, и, как следствие, галопировали цены на земельные участки, особенно в центре города. Но именно в центральных, самых престижных городских кварталах желали иметь свои офисы, при этом, не выбрасывая денег на ветер, наиболее могущественные и состоятельные компании. Выход виделся только в повышении этажности построек. Благо, как раз к этому времени появились соответствующие технологии.

Еще в 1870-х годах чикагские инженеры разработали строительный метод, позволявший переложить нагрузку от общей массы здания не на стены, а на стальной каркас, который, в свою очередь, передавал ее на фундамент. К этому же периоду металлургические заводы наладили выпуск высококачественной нержавеющей стали. Несколько ранее был изобретен лифт. Таким образом, сложились оптимальные условия для строительства зданий, получивших название «небоскребы». Первый небоскреб, построенный в США в конце 19 века, имел высоту всего 40м. Для американских условий эксперимент оказался на редкость удачным, и вскоре по всей стране началась эпоха небоскребов.

Башня на пятой авеню

Эмпайр Стейт Билдинг

Эмпайр Стейт Билдинг

Самым знаменитым небоскребом предвоенного периода стала 102-этажная башня «Эмпайр Стейт Билдинг», которая поднялась в 1929-31 гг. в Нью-Йорке, на Пятой авеню — одной из главных улиц Манхэттена.

Первоначально высота этого здания составляла 381м. Уже после войны на крыше небоскреба установили телевизионную башню, поспе чего показатель высотности увеличился до 449м, что позволило этому уникальному объекту в течение сорока лет удерживать звание самого высокого здания планеты.

«Эмпайр Стейт Билдинг», как и большинство небоскребов пониже, использовался для размещения многочисленных офисов. Одновременно на своих рабочих местах здесь могут расположиться 15тыс. служащих, к услугам которых более 70 скоростных лифтов. Кроме лифтов, существует и легендарная лестница, насчитыва-ющая 1860 ступеней. По тpaдиции и до сих пор устраиваются ежегодные соревнования на самый быстрый подъем по ней. На сегодняшний день лучшее время составляет около 20минут.

Достопримечательность Чикаго

Сире Тауэр

Сире Тауэр

В конце 60-х годов в Чикаго началось строительство небоскреба, получившего название «Сире Тауэр» (все примечательные высотки имеют собственные имена). Автором проекта этой 110-этажной башни ступенчатой геометрии был выдающийся архитектор Брюс Грэм. С учетом того, что сами американцы называют Чикаго «городом ветров», Грэм предложил для устойчивости всего здания применить жесткий каркас из вертикальных стальных труб, образовывавших в основании квадрат. При этом каркас нижней части здания — до уровня 50 этажа — состоял из 9 труб. Выше этой отметки каркас начинал сужаться. До 66 этажа поднимались 7 труб, до 90-го — 5, а для верхних двадцати этажей своеобразными стержнями служили две трубы.

Башня имела также подземную часть, которая залегала ниже уровня улицы на 13м. Для обслуживания посетителей было предусмотрено более ста скоростных лифтов, а также 16 двухпалубных экспресс-лифтов. Постройка здания завершилась 3 мая 1973 года. Его высота без антенн составила 443м, высота верхнего функционального этажа — 436м. На высоте 412м имелась смотровая площадка, откуда не только весь Чикаго был виден, как на ладони, но также просматривались участки территорий еще трех соседних штатов. На протяжении почти четверти века небоскреб «Сире Тауэр» удерживал пальму первенства, как самое высокое здание в мире.

Гонка за престижем

башня «Цзин Мао»

башня «Цзин Мао»

Важно отметить, что если поначалу идея строительства небоскребов все же опиралась на некую экономическую целесообразность, то к концу 20 века эти соображения отошли далеко на задний план. Небоскреб, причем непременно рекордной высоты, рассматривался теперь как символ благополучия страны, как одна из ее достопримечательностей, как объект паломничества туристов и, наконец, как очередное «чудо света». Заказчик уже не считался с расходами, делая ставку на престиж. В результате небоскребы стали воздвигаться как бы вопреки даже природным условиям. Так, башня «Цзин Мао» высотой 420м в Шанхае, вошедшая в строй в 1998 году, расположена в зоне мощных лессовых отложений, где нередки сильные землетрясения, а также свирепые тайфуны. Для укрепления фундамента строители вбили в землю на глубину 83,5м более тысячи стальных труб. Еще никогда прежде в строительстве не применялись столь длинные сваи. Кроме того, в качестве «подушки» небоскреба были использованы бетонные базы 4-метровой толщины, уходившие под землю на два десятка метров. Вдобавок, в роли своеобразного демпфера на 57 этаже был запроектирован большой плавательный бассейн. Какая уж тут экономия!

Суммы, вкладывавшиеся в строительство каждого уникального небоскреба, давно уже превысили миллиардную отметку, и продолжают расти в геометрической прогрессии. Даже трагедия 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда в результате воздушной атаки террористов рухнули две башни-близнецы, лишь ненадолго приостановила гонку за рекордной высотой. После непродолжительной паузы она разгорелась с удвоенной энергией. При этом вперед уверенно вырвались «азиатские тигры», оттеснив США и развитые страны Старого Света.

«Стебель бамбука»

Высотка «Тайбэй-101»

Высотка «Тайбэй-101»

И вот в октябре 2004 года в столице Тайваня поднялась высотка «Тайбэй-101». Внешне этот 101 -этажный небоскреб напоминает колоссальный стебель бамбука. Его высота составила 508м, правда, вместе с башенкой и антенной. При этом высота от земли до крыши равна 448м, что на 17м больше, чем у ближайшего конкурента. Как бы там ни было, но тогда же, в октябре 2004 года, Международный Совет по высотным зданиям и городскому жилью официально присудил небоскребу «Тайбэй-101» титул самого высокого здания в мире.

Специально для этого небоскреба японская фирма «Тошиба» сконструировала два уникальных, самых быстрых в мире лифта, которые перевозят пассажиров со скоростью 1тысметров в минуту! Показательно, что во время строительства этого оригинального здания, которое было возведено еще только до уровня 56 этажа, на острове произошло сильное землетрясение. Рухнул высотный кран, применявшийся на строительных работах, но сама башня успешно выдержала удар стихии.

 

Игла над заливом

Небоскреб «Бурж Дубай»

Небоскреб «Бурж Дубай»

Рекорд «Тайбэя» продержался, однако, недолго. 4 января текущего, 2010 года, в Дубае открылся 160-этажный небоскреб, получивший название «Бурж Дубай», или «Бурж Халиф», как его окрестили местные жители. Высота этого «города в городе» составила 818м! Вот уж рекорд так рекорд, как говорится, не придерешься!

Внутри здания расположены отели, офисы, торговые центры, рестораны, развлекательные комплексы, а также квартиры для миллионеров. На 124 этаже находится смотровая площадка, посещение которой обойдется туристу в 27 долларов. Само здание издали похоже на стилизованную иглу, устремленную к небу. Сравнивают его и со сталагмитом — минеральным образованием, растущим в виде конуса со дна пещеры. В хорошую погоду этот небоскреб, который смотрит в воды Персидского залива, можно наблюдать с расстояния в 90км!

Непохоже, однако, что состязание небоскребов можно считать завершенным. Уже проектируются башни, высота которых превысит один километр. Существует ли предел этому стремлению? Очевидно, ждать ответа придется не так уж и долго.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост