Полет на Марс

Наша страна начала подготовку к пилотируемым полётам на другие планеты Солнечной системы ещё в 1960 году, до запуска первого человека в космос.

Полет на Марс

В этом году вышло правительственное постановление о начале работ над сверхмощной ракетой H1, способной вывести в космос груз массой в 50 тонн. Предполагалось, что она будет готова к 1963 году.

Для полёта к Марсу требовалось состыковать на орбите два или более блоков, поскольку предварительные расчёты показывали, что при минимально возможном экипаже марсианского корабля в 3 человека (командир, бортинженер и врач) его начальный вес должен составлять 120-150 тонн. Такого носителя в начале 60-х годов ещё не было ни у СССР, ни у США. Вот почему появившиеся в последнее время в СМИ сообщения о якобы состоявшейся в те годы тайной экспедиции на Марс совершенно беспочвенны, если, конечно, её туда не доставили инопланетяне на «летающей тарелке».

Полёт Ю. Гагарина 12 апреля 1961 года простимулировал и межпланетные программы, а С. П. Королёв получил от Никиты Сергеевича Хрущёва карт-бланш на проведение работ (напомним, что сын Хрущёва, С Н. Хрущёв, работал в это время в конкурирующем ракетном КБ Челомея, ОКБ-2, где также разрабатывался для этих целей новый сверхмощный носитель УР-700).

Сейчас,анализируясобытия60-х годов, можно утверждать, что именно полёт на Марс стал для Королёва в дальнейшем главной целью. Даже лунная гонка с США, которую мы проиграли, в значительной степени легла на плечи его ближайших сподвижников (Мишина, Бабакина и др.).

Член-корреспондент АН СССР В. С Емельянов приводит фрагмент беседы с Королёвым в Кремле в 1961 году, состоявшейся в перерыве между заседаниями сессии Верховного Совета. На его вопрос о дальнейших планах Королёв с жаром отреагировал: «Ты читал в «Комсомолке» статью Шкловского о Марсе? Он пришёл к выводу, что оба спутника Марса имеют искусственное происхождение! Вот я и хочу в первую очередь выяснить, действительно ли спутники Марса пустотелые? А если они полые, про-

мерить толщину стенок хотя бы одного из них. Эту задачу сейчас решить можно. Меня эта проблема так захватила, что я покоя себе не нахожу. Только подумай, что нас может ожидать на Марсе, если его спутники на самом деле искусственные? Если на Марсе была цивилизация, то вовсе не обязательно, чтобы её развитие шло так же, как и нашей — Земной. Разве не захватывающая перспектива — познать эти пути развития?»

Королёв был хорошим дипломатом, и когда благоволивший к нему Никита Сергеевич чуть позже задал ему тот же вопрос, он ответил ему несколько иначе: «Вы знаете о гипотезе Шкловского, которую поддерживают и другие учёные? Некоторые даже утверждают, что на Марсе сейчас существует цивилизация. Пусть даже её нет, погибла, но разве не важно для всего человечества выяснить, почему это произошло? А если прав писатель Казанцев, утверждавший, что на Марсе и Фаэтоне цивилизации погибли в результате атомных войн? Представляете, Никита Сергеевич, какой козырь будет против империалистов с их безудержной гонкой ядерных вооружений!

Позже эту версию подтвердил и ведущий специалист фирмы «Красная звезда», где разрабатывались марсианские корабли, И. Филимоненко. По его словам, одним из главных аргументов, которыми удалось убедить партию и правительство финансировать марсианскую программу, были снимки поверхности Марса, на которых виднелись ряды огромных воронок, очень похожих на те, которые образуются на Земле при взрыве кассетных ядерных боеголовок.

Ещёболее конкретен его коллега И. Шмаков: «Большую надежду мы возлагали на то, что если на Марсе была когда-то высокая цивилизация, на планете что-то осталось от её технических достижений, естественными преемниками которых стали бы земляне».

Не стоит удивляться некоторой наивности (с позиций XXI века) этих высказываний: тогда, в 60-х, многие не только наши, но и зарубежные учёные допускали возможность существования жизни на Марсе. Помимо Шкловского так считал академик Тихов, обнаруживший, как ему казалось, существование на Марсе растительной жизни. А тогдашний президент АН Белорусской ССР Купревич был уверен, что на Марсе и сейчас существует высокоразвитая цивилизация.

Пока идут работы над новым носителем, к Марсу в ноябре 1962 года отправляется первый автоматический зонд «Марс-1». Но связь с ним прекратилась в марте 1963 года, когда лететь ему оставалось всего три месяца. В ноябре 1964 года по тому же маршруту направляется «Зонд-2» (название цели изменили, чтобы не сглазить и чтобы о ней не узнали марсианские шпионы) и американский «Маринер-4».

Начиная с 50-х годов несколько независимых групп заняты проектированием марсианских кораблей. Королёв их ничем не ограничивает, пока нет носителя, потому что результаты разработок неизбежно отразятся на его конструкции. Больше всех «размахнулась» фуппа будущего космонавта К. Феоктистова. По его проекту на земной орбите должен был собираться многомодульный (5 секций) марсианский корабль, два модуля которого предназначаются для посадки на Марс Экипаж — семь-десять человек, но в окончательном варианте пришлось ужаться до шести: трое останутся на марсианской орбите, и трое спустятся на поверхность в посадочном модуле. Срок пребывания на Марсе -5 суток, общее время полёта — 630 дней.

Можно представить, с каким энтузиазмом молодой специалист Феоктистов занимался в середине XX века этим проектом. Но вот наступил век XXI, и в годовщину первого полёта в космос, в 2002 году, бывший космонавт и проектировщик марсианской экспедиции заявляет, что полёт на Марс нереален даже силами объединённого человечества, что делать на Марсе нечего, да и в космос человечество вышло зря!

Одно утешение, что за полёт на Марс серьёзно взялись китайцы, рассматривая эту планету как резервную на случаи глобальных катаклизмов на Земле. Космонавт В. Рюмин оказался большим оптимистом: по его прогнозу пилотируемый полёт на Марс состоится не раньше 2020 года! Жаль, оба они прекрасно знали, что самый первый полёт пилотируемого корабля к Марсу Королёв планировал на 1971-74 год хотя тогдашние скептики утверждали, что высадка вряд ли удастся и будет совершён только облёт Марса с экипажем.

Тогда, в начале 60-х, в планах у Королёва на осуществление этого проекта отводилось десять долгих лет, и никто не предполагал, что его жизнь трагически оборвётся на операционном столе в 1966 году.

Уже в 1962 году Королёв пересматривает проект H1 и увеличивает грузоподъёмность до 75 тонн. Главным конструкторомТМК (тяжёлого марсианского корабля) был назначен М.К. Тихонравов. Предполагалось, что корабль к Марсу стартует в середине 1974 года и общая продолжительность полёта экипажа из трёх человек составит около 3 лет.

Взяв этот проект за основу, Королёв, занимаясь в основном носителем, загрузил смежные предприятия конкретными заданиями по программе будущей марсианской экспедиции. Для начала в изолированной камере «выдержали» экипаж из двух человек в течение месяца, а в 1964 году уже полный экипаж из 3 человек отправился в «полёт» на три месяца. И, наконец, трое испытателей в «земном звездолёте» (А. Божко, Г. Мановцев, В. Улыбышев) уходят в «полёт» на целый год.

Как скажется на экипаже в столь длительном полёте невесомость? Возможно, будущий марсианский корабль придётся делать вращающимся, чтобы создать искусственную гравитацию. Но, опять-таки неизвестно, как повлияет на самочувствие космонавтов длительное вращение. Для изучения этих вопросов на будущей космической станции будут предусмотрены длительные, до года, космические вахты. А пока в лабораторных условиях создаётся комплекс «Орбита», в котором двое испытателей жили в условиях непрерывного вращения.

Как раз в эти годы писатели-фантасты активно эксплуатировали идею использования водоросли хлореллы для питания космонавтов и воспроизводства кислорода. Эта фантастическая идея была опробована в условиях «наземного» рейса. В лаборатории одного НИИ в 1967 году соорудили компактный автоматизированный комплекс с 500 г водорослей. Эта крохотная «порция» целый месяц усердно поглощала углекислый газ, вырабатываемый при дыхании, и выделяла кислород полностью удовлетворяя потребность в нём одного человека.

В ходе этого эксперимента обнаружилось любопытное явление: образование своего рода симбиоза: растение чутко реагировало на поведение человека. Например, во время сна уровень обменных процессов снижался и у человека и у хлореллы. А чуть позже, в компании с водорослью поселился весь марсианский экипаж — три человека — и хлорелла обеспечивала жизнедеятельность людей целых полгода!

Сергей Павлович, целиком переключившись на новый носитель, старался предусмотреть любые мелочи. В уже упомянутой «Красной звезде» разрабатывал и даже специальные покрытия для будущих марсианских оранжерей!

Тем временем группа Феоктистова «втиснулась» в проектную нагрузку Н1 — 75 тонн. Однако Королёв прекрасно понимал, что нельзя такой рейс совершать на пределе, учитывая каждый килограмм. И тогда он в третий раз пересматривает проект Н1, доведя полезную нагрузку до 95 тонн. Испытания были назначены на третий квартал 1967 года: надо было успеть к 50-летию революции и, по требованию высшего руководства страны, обойти американцев в лунной гонке (они официально объявили, что полёт на Луну запланирован на 1968 год).

Самую большую подножку Королёву и престижу страны подставил бывший его коллега по ГИРДу В. Глушко: он отказался проектировать двигатели Н1 и стал работать на соперника Королёва (как уже упоминалось, ОКБ-2 Челомея тоже проектировало новый носитель для полётов к Луне и планетам Солнечной системы). Челомеевская УР-700 предполагала полёт к Марсу 2-х космонавтов. Н1 осталась без двигателей, и Королёву пришлось заказать их не в ракетном, а в авиационном КБ Н. Кузнецова. Кузнецов сумел разработать уникальные двигатели средней мощности НК-33, которые и теперь, спустя более чем тридцать лет после их разработки, крайне интересуют практичных американцев.

Оно и понятно: двигатель Кузнецова, который по проекту должен был работать всего несколько минут, на стенде отработал непрерывно 5 часов!

Таким образом, последовательное наращивание полезной нагрузки Н1 шло за счёт простого увеличения количества двигателей: только на первой ступени их было свыше 30-ти! Синхронная работа такой связки ракетных двигателей требовала сложнейшего управляющего комплекса, что и предопределило неудачу её первых пусков.

В 1966 году скоропостижно умер Королёв — сердце не выдержало длительного наркоза на операционном столе, а его преемник на посту Главного конструктора ОКБ-1, академик Мишин, был слишком мягким, уступчивым и нерешительным человеком. Даже разработанный на базе «Протона» лунный корабль для облёта Луны с экипажем из двух космонавтов он несколько раз запускал в облёт Луны без экипажа, не рискнув взять на себя ответственность за пилотируемый полёт. Кстати, нынешние руководители Роскосмоса планируют реанимировать аналогичный проект для облёта Луны космическими туристами. Есть даже идеи использовать вместо дорогого и экологически «грязного» Протона в два раза меньший носитель Королёва, сейчас используемый для доставки космонавтов и грузов на орбитальную станцию.

Вскоре Мишин был снят с должности Главного, а на его место пришёл Глушко. Концепция Н1 была им признана ошибочной, а очередная, готовая к старту ракета была выброшена на свалку. Новой концепцией Глушко стала ракета «Энергия» практически той же грузоподъёмности и с теми же кислородно-водородными двигателями, которые он отказался делать для Королёва. В утешение бывшим королёвским сотрудникам было обещано, что полёт на Марс состоится в 1985 году.

Однако работы над «Энергией» затянулись, затем грянула «перестройка», сроки были пересмотрены, и полёт перенесён на 2003 год. Теперь об этом в КБ «Энергия» стараются не вспоминать, хотя и шутят, что если запустить на орбиту в качестве космических туристов пару десятков олигархов, взяв с каждого за полёт по 30-50 миллионов долларов, то есть шанс возродить нашу космическую отрасль.

И всё же мечта Королёва в какой-то мере осуществилась, и полёт на Марс в 1971 году, правда без экипажа, состоялся 2 декабря. Космическая станция «Марс-3» сбросила на поверхность Красной планеты спускаемый аппарат, который совершил мягкую посадку. Началась передача видеоизображения, но оно внезапно пропало.

С тех пор прошло 40 лет, и пора реализовывать новый «Марсо-проект».

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост