Операция «Златоуст»

С 4 по 11 февраля 1945 года в Ялте проходила знаменитая Крымская конференция «большой тройки», на которой решалась послевоенная судьба Европы.

657_22Так уж совпало, что в этот же период, а конкретно, 9 февраля, должно было состояться открытие после перерыва, вызванного военным лихолетьем, пионерской здравницы «Артек», пришедшееся на двадцатилетие основания лагеря. По случаю этого в определенной степени символического события, пионеры пригласили на свой праздник глав делегаций союзников — Сталина, Рузвельта и Черчилля. Понятно, что лидеры великих держав, загруженные важной работой, откликнуться лично на это приглашение не могли, однако они направили на пионерское торжество своих представителей.

От американской стороны на встречу с детьми поехал посол США в Москве Аверелл Гарриман, от англичан — тоже посол, сэр Арчибальд Керр, а хозяев представлял глава НКВД Лаврентий Берия.

Праздник удался на славу. Детский оркестр исполнил американский и британский гимны, а затем хор пионеров спел на английском языке песню «Звёздное знамя». Под занавес торжественной встречи несколько пионеров внесли в зал сверкающий лаком, огромный стилизованный герб США, изготовленный из ценных пород дерева.

Директор «Артека» через присутствовавшего здесь же личного переводчика Сталина Валентина Бережкова рассказал гостям, что герб этот ребята мастерили по собственной инициативе в течение многих недель и что для этой цели малолетним умельцам были выделены особые материалы: красное и чёрное дерево, чёрная ольха, слоновая пальма, секвойя, парротия персидская, а также сандал и самшит. Герб и вправду получился на загляденье. Это была поистине ювелирная работа. Вдобавок, к гербу прилагался паспорт-сертификат, подписанный не кем-нибудь, а всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым.

Растроганный Гарриман чуть слышно пробормотал:

— Куда же мне девать такой замечательный подарок?

— А вы повесьте его у себя в рабочем кабинете… Англичане умрут от зависти…- так же тихо, чтобы не услышал сэр Арчибальд Керр, предложил американцу находчивый Бережков.

Совет показался мистеру Гарриману заманчивым. И вот поделка советских пионеров украсила собой рабочий кабинет американского посла. Лакированный герб настолько удачно вписался в интерьер высокого служебного помещения, что провисел на одном месте целых восемь лет. За это время в Москве сменилось четыре американских посла. Любопытно, что каждый вновь назначенный посол начинал с того, что практически полностью менял в кабинете обстановку, доставшуюся ему от предшественника. Даже урны для бумаг заказывались новые. Даже пепельницы менялись на другие. И только герб продолжал висеть на одном и том же месте.

Наверняка герб провисел бы и дольше, если бы в один прекрасный день американцы не сделали страшное открытие: оказалось, что внутри подарка, изготовленного милыми детишками, спрятан хитрый «жучок», который все эти восемь лег, работая без всякой подзарядки, исправно передавал русским каждое слово, что звучало в кабинете посла! А ведь тут проводились все секретные совещания, на которых безо всяких дипломатических ухищрений обсуждались важнейшие вопросы. Было отчего схватиться за голову!

НЕОБЫЧНАЯ КОММУНАЛКА

Задание установить подслушивающее устройство в рабочем кабинете американского посла Сталин дал Берии в начале декабря   1943  года,  сразу же после возвращения с Тегеранской конференции.

Уже 17 декабря Берия доложил об успешных испытаниях микрофона уникальной конструкции, созданного специалистами оперативно-технического управления НКВД. Главным преимуществом «жучка» было отсутствие в нём каких-либо источников питания. То есть, генератор и аккумулятор микроволн, конечно же, имелись, но они находились на трехсотметровом расстоянии от «жучка», в коммунальной квартире на верхнем этаже жилого здания, расположенного через дорогу от американского посольства. Жильцов этой большой квартиры аккуратно выселили, а их места заняли создатели технической новинки Для достоверности здесь же поселили и женщин — сержантов госбезопасности, которым вменялось в обязанность периодически вывешивать на балконах, выходивших к американскому посольству, бельё для просушки, вытряхивать коврики и даже устраивать на кухне коммунальные скандалы. Таким образом, наши чекисты практически непрерывно разыгрывали спектакль, зрителями которого были американские офицеры службы безопасности, отслеживающие оперативную обстановку вокруг посольства. Но они, эти американские офицеры, так и не поняли, что их водят за нос.

Самым сложным в операции, носившей, как и сам микрофон, кодовое название «Златоуст», было внедрение «жучка» в кабинет посла. Такая возможность представилась лишь в феврале 1945 года. Идея использовать герб из наборного дерева, над которым работали юные умельцы, принадлежала Берии. Считанные часы потребовались технарям из НКВД, чтобы замаскировать в оригинальном сувенире хитроумное устройство. Заключительная фаза операции тоже прошла как по маслу…

Итак, секретный микрофон оказался в нужном месте. На этом операция «Златоуст» за-вершилась.Её продолжением стала операция «Исповедь» -регулярное прослушивание секретных совещаний, проходивших в кабинете американского посла.

ЦЕННЫЙ  ЭКСПОНАТ

Обнаружив в своих владениях советский «жучок», американцы, прежде всего, попытались его скопировать. С этой целью они даже скооперировались с британской контрразведкой. Но западный аналог «Златоуста» работал скверно. Микрофон, изготовленный американскими и английскими специалистами, функционировал только на расстоянии не свыше 27 метров от генератора, тогда как «Златоусту > и триста метров были нипочём. Тайна обнаруженного подслушивающего устройства, несмотря на его кажущуюся простоту, так и осталась неразгаданной.

В течение семи последующих лет американские политики и спецслужбы утаивали от общественности досадный для их самолюбия инцидент. Лишь после того, как в мае 1960 года начался новый виток «холодной войны», связанный со сбитым под Свердловском американским самолётом-шпионом У-2, Вашингтон в качестве одной из ответных мер, призванных изобличить «коварство русских», предал гласности историю с гербом. Представитель США в ООН Генри Кэбот Лодж даже продемонстрировал «Златоуст» на одном из заседаний Совета безопасности. Правда, никакой политической выгоды от своего запоздалого демарша американцы в тот период не получили. Напротив, оказались в смешном положении…

Позднее «Златоуст» был передан в музей ЦРУ в Лэнгли. Там он хранится и поныне, являясь одним из наиболее примечательных экспонатов за всю историю существования этого ведомства.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост