Загадочные голоса

Капитан подводной лодки, сжимая руками штурвал, до боли в глазах вглядывался через передний иллюминатор в подсвеченные ходовыми прожекторами мутные струи, рассекаемые носом субмарины». Подводники, прочтя эту фразу из одного современного романа, будут покатываться от хохота. 6_04Нет на военных подлодках никаких иллюминаторов, тем более, передних, и перископом под водой, как далее утверждает автор, они не пользуются.

Но увы, стойкий стереотип жюль-верновского «Наутилуса», где всё это было в наличии, наверняка отложился в памяти у большинства читателей. И никакого криминала они не увидели во фразе одного журналиста: «американцы обследовали подводные руины с борта подводной лодки». Интересно, каким образом?

Во всяком случае, если описанный факт имел место, то это была не подводная лодка, а какой-то другой спускаемый или автономный подводный аппарат. К сожалению, даже современный подводный атомоход полностью слеп (хотя есть отдельные попытки использовать подводные видеокамеры), поскольку свет даже мощных прожекторов под водой глохнет уже через несколько десятков метров. И главное у подводников — не глаза, а уши. И даже гидролокатор (аналог радиолокатора) использует не радио, а акустические волны. И, как и сотню лет назад, одной из главных на лодке является профессия «слухача» (гидроакустика).

По характерному звуку низкооборотных винтов гидроакустик сразу выявит танкер или сухогруз и даже определит его скорость, без особого труда отличит эсминец от транспорта, шум торпеды от шума торпедного катера, даст направление на объект и укажет, куда он перемещается. Конечно, в компьютерный век человеческие уши в ряде случаев успешно заменяются гидрофонами, расположенными вдоль корпуса лодки, а полученные с них сигналы анализируются ЭВМ, которая выдаёт основные параметры цели.

Но в 60-х годах прошлого века, когда первые атомные лодки выходили в длительное подводное, без поъёма, плавание, этих кибернетических «наворотов» ещё не было, и зачастую их судьба зависела от

опыта гидроакустика. Ведь мало вовремя уклониться от встречи с подводной горой, чья вершина почти достигает поверхности океана, нужно избежать и встречи с любопытным собратом из-за железного занавеса.

В1963 году атомная лодка «Ленинский комсомол» прошла подо льдами до Северного полюса и всплыла там, установив флаг СССР. И уже во время подобных длительных подлёдных рейсов наши гидроакустики и их американские коллеги столкнулись с акустическими источниками ранее неизвестных видов. В частности, акустики начинали слышать характерный звук судового двигателя. Какое-то время неизвестное судно сопровождало лодку со скоростью 10-15 км/ч, а затем резко меняло курс. Источник странного звука идентифицировали американцы: оказалось его производит сердце кита, имеющее механическую мощность в десятки лошадиных сил, поскольку ему приходится перекачивать до 10 тонн крови в сутки.

А вот природа другого источника так и осталась неизвестной до сих пор: гидроакустики с изумлением слышали характерный перестук паровозных колёс, шипение отработанного пара, а иногда и гудок, только очень низкого тона, а в других случаях даже свисток. Кстати, подобные звуки иногда слышат туристы в северных шхерах Ладоги.

В районе Исландии нередко удавалось зафиксировать настоящие подводные раскаты грома. Позже выяснилось, что их производят подводные землетрясения. Однако не удалось идентифицировать источник громкого «ворчания», хотя его тоже пытались связать с подводной тектонической деятельностью. И уж совсем загадочной осталась подводная «морзянка», которую удалось зафиксировать над самыми глубоководными местами Атлантики, причём звук шёл именно из глубины. Иногда при появлении «морзянки» возникали и странные помехи на гидролокаторах кругового обзора, работающих в ультразвуковом диапазоне.

На вторую половину 60-х годов наш ВМФ наметил групповой поход советских атомных подводных лодок вокруг «шарика». Но вначале вдоль будущей подводной трассы прошли два крупнейших в мире парусника — четырехмачтовые барки «Седов» и «Крузенштерн». Кроме обычных гидрографических исследований и обучения будущих мореходов, в ходе их плавания проводились известные лишь ограниченному кругу лиц исследования по акустике океана. Следовало выявить особенности акустического фона новых для нашего флота акваторий, в частности, морских глубин южного полушария. Ведь океаны и моря буквально переполнены звуками.

Под водой можно услышать стоны, вздохи, стрекотание и скрипучие визги, лающий скрежет и кваканье, кудахтанье и барабанную дробь, щебетание, хрюканье, блеянье и много чего другого. Причём громкие звуки издают не только рыбы, но и моллюски и даже креветки.

На ходу судна с двигателем работа гидроакустика крайне затруднена, а то и почти невозможна. Во время войны лодки ложились на дно, на них выключались вспомогательные моторы, даже вентиляторы, и только тогда акустик приступал к прослушиванию. Парусные суда в этом плане стали идеальной платформой для акустических исследований, причём прямо на ходу. А когда во время штиля учёные опускали на тросе за борт батометры для измерения параметров морской воды, акустик под видом такого же батометра опускал на большую глубину свой гидрофон.

Так, в паре, «Седов» и «Крузенштерн» прошли без всяких ЧП и пресловутый Бермудский треугольник, причём в те годы мало кто знал о тамошних жутких историях. Единственное, что немного омрачало, но в то же время и разнообразило их рейс — это пристальное внимание к советским судам американских кораблей и самолётов, учуявших, что русские не зря курсируют у берегов США. Самолёты-разведчики не раз облетали суда на бреющем полёте, едва не касаясь мачт. А однажды даже отбомбились… пачкой эротических журналов. Сколько их было — неизвестно, замполиту удалось конфисковать всего два экземпляра, и то уже зачитанных.

Именно во время кругосветного рейса советских атомоходов гидроакустики столкнулись с новым непонятным явлением, официально получившим название «квакеры», поскольку эти странные сигналы отдалённо напоминали кваканье лягушек. У слышавших их возникало стойкое впечатление вполне осознанных действий со стороны их источника. Даже казалось, что «квакеры» пытаются установить контакт с подлодкой. Чаще всего неведомый «квакер» появлялся на пересекающихся курсах, но когда лодка уходила в сторону, он снова начинал пересекать её курс.

Эта проблема обеспокоила разведку флота, и адмирал Горшков приказал сформировать спецгруппу для её изучения. В конце 60-х -начале 70-х годов исследования проводились на разведывательном корабле «Харитон Лаптев». Но в 80-х годах эта программа, как и многие другие, была закрыта.

Иначе поступили американцы: начиная с 1991 года, они предоставили для открытых научных исследований так называемую стратегическую «систему звукового контроля», представляющую собой цепочку подводных гидрофонов в Атлантике, предназначенных для слежения за советскими подводными лодками. И вот уже 14 лет экспедиция американского Океанографического управления во главе с Кристофером Фоксом изучает звуки морских глубин СМИ утверждают, что в ближайшее время эти результаты будут опубликованы, и они достаточно сенсационны.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост