Ута — «прекрасная дама средневековья»

В небольшой немецкий городок Наумбург, расположенный на берегу реки Заале, в земле Саксония-Анхалы, ежегодно приезжают тысячи туристов. 19_21Здесь приятно погулять среди путаницы старинных улочек, посидеть в уютных кафе и побродить по торговым лавочкам, но главной достопримечательностью, притягивающей сюда людей, является готический собор Святых Петра и Павла.

Строительство собора пришлось на первую половину XIII века, и хотя сооружение это одно из ранних культовых построек, но в целом собор как собор, подобных много сохранилось в Германии. Здесь другая особенность — скульптурное обрамление собора. Западный хор храма украшен мастерски исполненными двенадцатью статуями персон, внёсших средства на строительство храма, и среди них скульптурные портреты правителей города — маркграфа Эккехарда II и его юной жены, маркграфини Уты, образ которой, как луврская Джоконда, привлекает внимание всех приезжих.

В средние века при дворах королей и князей, среди рыцарей Германии и Франции развивается культ «прекрасной дамы». Его поддерживают трубадуры — поэты-рыцари, в чьих песнях впервые зазвучали земные гимны любви с её страданиями и радостями: «Я не думаю, что любовь может быть разделённой, ибо, если она разделена, должно быть изменено её имя», — эти знаменитые слова оставил трубадур Арнаут де Марейль.

Изысканные, утончённые чувства, нежные песнопения под аккомпанемент лютни или арфы уносили слушателей в идеальный мир сказки. В рыцарских кругах стало модным не только преклоняться перед избранницей своего сердца, но и служить ей. Любая из знатных дам могла стать этой избранницей. Рыцарь приносил ей присягу и служил по мере сил всю жизнь, которая, как правило, была слишком короткой.

Избранница вдохновляла его, воина, на подвиги, на смелые и отважные поступки. В рыцаре ценилась не только сила, ловкость, бесстрашие, но и возвышенность чувств, преданность им. Не случайно, маркграф Эккехард изображён мужественным, благородным рыцарем. Ум и твёрдая решимость сквозят в его взгляде. Он — образ средневекового рыцаря, а Ута — «прекрасная дама средневековья».

Каменное изваяние Уты, кажется, создано мастером, безгранично преданным своей избраннице. Иначе невозможно представить, отчего столь романтичен её образ. Сомкнутые уста хранят тайну её чувств, мыслей, тревог. Её слегка прищуренные глаза устремлены вдаль, взгляд рассеян и задумчив. Свет, падающий на фигуру Уты из высоких окон с цветными стёклами витражей, бросает блики на её лицо, придавая выражению всё новые и новые оттенки.

Её тонкая фигура скрыта под тяжёлыми складками одежд, которые, ниспадая вниз, как бы повторяют строгий рисунок колоннады готического храма и одновременно придают статуе оттенок величавой торжественности.

К сожалению, неизвестно имя мастера, создавшего знаменитую статую Уты, как неизвестны и имена большинства художников, работавших в средние века. Произведения искусства этого периода чаще всего безымянны. Однако скудные сведения городского архива проливают некоторый свет на творческий путь наумбургского мастера.

Установлено, что он долгое время работал во Франции — в Амьене (в 1225-1230 гг.), затем в Реймсе. После возвращения в Германию был приглашён в Мец и Майнц, где сохранились фрагменты его скульптур. Примерно в 1240 году художник переехал в Наумбург, где в то время возводился собор. По окончании постройки — это было в конце 1240-х годов — ему, по-видимому, предложили украсить его скульптурами. Он выполнил несколько рельефов для ограды западного хора, а затем приступил к созданию двенадцати скульптурных портретов основателей храма.

Статуя Уты, как и все остальные, высечена из камня розоватого оттенка, до сих пор хранящего следы краски. Метод раскраски статуй с целью сделать их более живыми, достоверными известен с древних времён. Так поступали ещё мастера Греции и Рима. Подобно античной статуе была расцвечена каменная фигура Уты. Поза её естественна. Она стоит, слегка обернувшись к супругу, правой рукой придерживая ворот плаща. В этом жесте столько грации, женственности, очарования, что нет сомнения: художник намеренно выявил эти черты. Левая рука Уты с трудом удерживает складки падающего плаща. Тяжёлая материя и маленькая, с тонкими пальцами рука. Это сопоставление помогает мастеру подчеркнуть хрупкость и силу воли женщины. Для него маркграфиня оказалась воплощением всех ценимых им женских достоинств.

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Наумбург, и, конечно, среди них немало наших россиян. Как правило, россияне много снимают и записывают. Один из первых почитателей Уты, писатель Даниил Гранин, отметил: «Я стоял в холодном соборе, замирая от восторга, чувствуя себя счастливым и ничтожным перед этой красотой».

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост