Погоня за Плутоном

Как это ни покажется парадоксальным, но немало открытий в астрономии сделано благодаря любителям.

Именно любители, непрофессиональные исследователи звёздного неба, первыми обнаружили множество комет, астероидов, переменных звёзд… Особой строкой в этой летописи стоит имя 24-летнего Клайда Томбо — исследователя, первым разглядевшего в глубинах космоса крохотное светящееся пятнышко Плутона.

СЫН ФЕРМЕРА

669_2_05Начало этой необычной истории положили работы известного американского астронома Перси-валя Ловелла (1855-1916), который считал Марс обитаемой планетой и многие годы жизни посвятил наблюдениям за ним. Именно с этой целью Ловелл построил на собственные средства в городе Флагстаффе, штат Аризона, обсерваторию.

Здесь, наблюдая за Марсом и другими телами Солнечной системы, Ловелл пришёл к выводу, что за орбитой Нептуна должна находиться ещё одна планета. На основании особенностей движения Нептуна учёный вычислил в 1915 году орбиту неизвестной планеты, указал на то место звёздного неба, где её следует искать, но сам сделать этого не успел. После смерти Ловелла обсерваторию возглавил его ученик и последователь В.М. Слай-фер, но 9-я планета по-прежнему ускользала от наблюдателей.

А тем временем в окрестностях небольшого городка Стритора в штате Иллинойс в семье бедного фермера Мьюрона Томбо, едва сводившего концы с концами, подрастал Клайд — старший из пяти детей в семье. До определённой поры Клайд не проявлял никакого интереса к звёздному небу.

Но у него оказался родной дядюшка по имени Лу, брат его отца, увлекавшийся астрономией. У того был 3-дюймовый телескоп, который он смастерил сам из дешёвой линзы и подручных материалов. Когда Клайду исполнилось 12, дядя Лу предложил племяннику взглянуть через телескоп на Луну. «Луна будто прыгнула на меня!» — вспоминал позднее Клайд. В ту же секунду мальчик окончательно и бесповоротно влюбился в астрономию.

Он стал запоем читать книги по астрономии, которые брал в городской библиотеке Стритора, для чего приходилось преодолевать несколько километров по просёлочной дороге. Видя этот интерес, дядя подарил Клайду свой телескоп, а в скором времени приобрёл неплохой ахроматический рефрактор, что позволяло вести наблюдения за Марсом. Клайд с удовольствием составлял карты поверхности Красной планеты.

«КОМЕТА КЛАЙД»

Через несколько лет отец в поисках лучшей доли переехал южнее, арендовав ферму по выращиванию пшеницы недалеко от городка Бердетта. Здесь юный Томбо окончил школу, получив у одноклассников прозвище «комета Клайд».

Конечно же, его мечтой было продолжить образование. Но финансовое положение семьи не давало такой возможности, да и на ферме требовались его руки. И всё же Клайд не отказался от своей мечты, продолжая самостоятельно пополнять свои знания по астрономии.

Однажды на книжном прилавке он увидел пособие «Любительское телескопостроение» и, не колеблясь ни секунды, приобрёл его. В книге подробно рассказывалось о том, как в домашних условиях смастерить весьма серьёзный инструмент. Одно из главных условий заключалось в том, что шлифовать зеркало требовалось при постоянной температуре.

И вот Клайд, едва дождавшись окончания жатвы, вырыл за домом котлован глубиной 2 м и площадью 30 кв. м, что позволяло вести работу в оптимальном режиме. До конца года он смастерил два телескопа: один для себя, второй для дяди. Оба инструмента-самоделки оказались удачными.

Весь ноябрь 1928 года Клайд наблюдал за Марсом, сделав подробные зарисовки его поверхности, которые потом отослал в Ловелловскую обсерваторию.

УСКОЛЬЗАЮЩИЙ ОБЪЕКТ

Как раз накануне в обсерватории был введён в эксплуатацию новый 13-дюймовый фотографический рефрактор, для обслуживания которого требовался лаборант-фотограф. Директор обсерватории мистер Слайфер, получив рисунки неизвестного ему Клайда Томбо, не колеблясь, послал ему ответ, предложив занять имевшуюся вакансию. В январе 1929 года Клайд прибыл во Флагстафф.

Пройдя необходимую практику по освоению астрономических приборов, он тоже занялся задачей, решение которой сотрудники обсерватории считали делом своей чести: найти 9-ю планету, орбиту которой вычислил Ловелл.

Внешне всё выглядело довольно буднично. Используя фотографический рефрактор, Томбо делал снимки звёздного неба в области созвездия Близнецов, проявлял пластинки,азатемпри помощи особого прибора для сравнения пластинок — блинк-микроскопа — искал изображение объекта, который должен был двигаться среди неподвижных звёзд. Эта работа требовала невероятной усидчивости и поистине ангельского терпения! Ведь на каждой пластинке фиксировалось в среднем порядка 160 тысяч изображений, а вблизи Млечного Пути — 400 тысяч! Среди сонма этих светящихся точек надо было найти одну-единственную, которая движется, причём весьма медленно!

ДОЛГОЖДАННОЕ СОБЫТИЕ

Наступил новый, 1930 год. Сотрудники обсерватории, а вместе с ними и Клайд, упорно продолжали свои поиски. В один из февральских дней он просматривал январские снимки, сделанные 21-го, 23-го и 29-го числа в восточной части созвездия Близнецов, где звёзды располагались не слишком тесно. Пластинка от 21 января оказалась нечёткой, и Клайд отложил её в сторону. Зато, сравнивая пластинки от 23 и 29 января, он обнаружил, что одна из светящихся точек вблизи звезды Дельта Близнецов смещена относительно звёздного фона. Сдвиг был невелик, всего три с половиной миллиметра, но это говорило о возможном расположении объекта за орбитой Нептуна.

Клайд вернулся к пластинке от 21 января. Движущийся объект присутствовал и на ней, и тоже в ожидаемом месте! Слайфер, которому Томбо сообщил о своём открытии, всё же посоветовал не торопиться и продолжать наблюдения в течение ближайших недель. Вскоре, однако, были рассеяны последние сомнения: объект обнаружили там, где он и должен был находиться, согласно вычислениям Ловелла.

Обсерватория известила научный мир об открытии новой планеты. Так уж совпало, что это событие пришлось на 75-ю годовщину со дня рождения Ловелла -13 марта 1930 года.

В ЛУЧАХ СЛАВЫ

Высказывались предложения назвать планету «Ловелл». Но победила традиция нарекать планеты именами древних богов. Из всех имевшихся вариантов Ловелловская обсерватория выбрала имя «Плутон». Открытие Плутона принесло Клайду Томбо, которому лишь накануне исполнилось 24 года, заслуженную славу.

Канзасский университет удостоил его стипендии, что позволило молодому человеку поступить в это заведение осенью 1932 года и закончить его через четыре года со степенью бакалавра. До 1943 года Томбо работал в Ловелловской обсерватории, пытаясь найти 10-ю планету.

В ходе этих поисков он открыл новую комету, сотни астероидов, 1 807 переменных звёзд, шаровые звёздные скопления, множество галактик.

Позднее Клайд Томбо проводил исследования в крупнейших американских университетах и научных центрах, преподавал, получив множество премий, почётную степень доктора наук, звание профессора наук о Земле и астрономии, был отмечен как выдающийся исследователь космического пространства…

Он скончался у себя дома в Лас-Крусесе, штат Нью-Мексико, 17 января 1997 года. Уже после его смерти астрономическое сообщество «понизило» статус Плутона, переведя его из класса планет в класс так называемых плутоидов, но это ничуть не умаляет заслуг Клайда Томбо.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост