Наша вселенная искуственная

В научном мире уже давно обсуждается вопрос: почему наша Вселенная не слишком «горяча» и не слишком «холодна», а «в самый раз» приспособлена для появления разумной жизни?

В несколько иной форме это утверждение называют ещё «антропным принципом», но в любой своей форме которое намекает, что Вселенную кто-то специально для нас сконструировал.

667_02Покойный астрофизик Фред Хойл, говоря об этой загадочной «подогнанности» параметров Вселенной к потребностям разумной жизни, сказал однажды о своём ощущении, что «кто-то здесь нарочито играл физическими законами», а также цитирует другого британского астрофизика, Мартина Риса, заявившего, что «особость нашей Вселенной позволяет говорить, что мы, возможно, являемся созданиями некоего высшего существа».

Фред Хойл был одним из первых, кто указал на странную особенность физических законов нашей Вселенной. Появление жизни, рассуждал он, требует существования звёзд, излучающих энергию в пространство. Звёзды вырабатывают эту энергию благодаря термоядерным реакциям, которые самозарождаются в их ядре при его достаточном сжатии. Поначалу идёт простая реакция превращения водорода в гелий; затем, когда водорода становится мало, начинается реакция превращения гелия в углерод и так далее, ко всё более тяжёлым элементам. Если бы звёзды не вырабатывали эти тяжёлые элементы и не рассеивали их позже при своём распаде, в природе не было бы планет, а стало быть, и жизни.

Однако весь цикл реакций, как показали расчёты Хойла, не мог бы начаться, если бы атом углерода имел чуть-чуть иные энергетические характеристики. Более того, даже начавшись, этот цикл мог бы очень скоро кончиться, если бы атом кислорода, в который превращаются углерод с гелием, тоже имел чуть-чуть иные энергетические характеристики. Это «чуть-чуть» на языке ядерной физики означает отличие в миллионных и даже менее долях, и такая тончайшая «подогнанность» энергетических характеристик углерода и кислорода под появление жизни так удивила в своё время Хойла, что он увидел в ней чью-то целенаправленную «игру» с физическими константами.

Не только Хойла, но и многих других физиков удивляют «странности» окружающего нас мира. Французский астроном Жак Лас-кар, работающий в Национальном центре научных исследований, опубликовал сенсационную математическую теорию, касающуюся влияния Луны на поведение Земли.

Учёный пришёл к выводу, что без гравитационного стабилизирующего влияния Луны (а она, словно специально, имеет точно такую массу и расположена точно на таком расстоянии, какое необходимо) Земля вращалась бы вокруг своей оси гораздо быстрее, а земные сутки длились бы всего несколько часов. Но главное, наклон оси вращения к плоскости орбиты превратился бы в переменную величину. В результате этого в отдельных районах планеты обычным делом стал бы резкий — в течение чуть ли не суток — переход от палящего зноя к суровому холоду, и наоборот. У нас не было бы ни стабильных времён года, ни постоянных полюсов, ни устоявшегося за сотни миллионов лет климата, ни постепенного изменения температурного режима, которое только и позволяет всем живым существам приспособиться, чтобы выжить. Короче говоря, если бы у нас не было Луны, то и нас бы не было.

Сегодня некоторые учёные видят в совокупности фактов подтверждение «сотворенности» всей нашей Вселенной в целом или же её «разумного дизайна». Более осторожные сторонники антропного принципа, стремясь избежать обвинений в креационизме, говорят, что наша Вселенная является всего лишь одной из бесчисленного множества ей подобных, совместно образующих сверхвселенную. Другие вселенные имеют другие значения физических констант, не дающие возникнуть жизни, а вот наша «настроена» так тонко, что даёт. Это шаткая позиция, потому что креационисты тут же возражают, что констант слишком много для случайного совпадения всех нужных значений и, стало быть, наша Вселенная «не случайно» выделена из всех. Это не «одна из», а уникальная, «избранная» Вселенная. Другими словами, «кто-то» умышленно «создал» Вселенную, планеты Солнечной системы, в том числе «запустил» Луну вокруг Земли, что, в свою очередь, спровоцировало появление жизни на нашей планете.

Немецкий учёный Иоганн Фибаг, учитывая антропную концепцию, сделал попытку представить нашу Вселенную как некое «киберпространство», т.е. искусственно созданный мир, который на самом деле существуют лишь в виде программы мощного компьютера. У киберпространства и виртуальных реальностей есть явное преимущество перед реальными вселенными — можно не только наблюдать за ними, но и «вмешиваться» в их устройство, в них можно свободно «путешествовать».

Кибернавт, оснащённый специальными очками, передающими трёхмерное изображение, цифровыми перчатками или даже полным цифровым костюмом, может реализовать в таких «вселенных» любые свои желания. Там он существует в другой, чужой реальности. «Но то развитие виртуальной реальности, которое мы видим сегодня, -лишь начало. Я уверен, что через несколько десятилетий цифровые очки или перчатки уже не потребуются, мозг человека сможет сам «соединяться» с компьютером и ощущение присутствия будет полным. Что же тогда можно будет назвать реальностью, а что — иллюзией?» — пишет И. Фибаг.

Правда, И. Фибаг не утверждает, что наш мир — всего лишь программа в некоем грандиозном компьютере, но считает, что в киберпространстве можно найти замечательную аналогию того, как устроен наш мир и как мы его воспринимаем.

Американский астрофизик Тимоти Феррис предположил, что инопланетяне могли создать нечто вроде глобальной сети космических зондов, между которыми идёт обмен информацией. Если представить себе, что миллионы лет назад некие разумные существа начали устанавливать в каждой посещённой ими солнечной системе космические зонды, призванные собирать и отсылать своим хозяевам информацию, сегодня вся Вселенная и вправду может быть опутана глобальной сетью между зондами и их разумными обладателями.

«Зонды Ферриса» должны передавать настолько полный систематизированный набор данных, что на «родине» хозяев зондов эти данные могут быть использованы для создания модели любого «сканируемого» киберпространства, например, Солнечной системы. Они могли бы воссоздать её в киберпространстве и проникнуть в неё — без всякого риска и опасности.

Как это возможно? Например, американцы давно задумали запустить на Луну небольшой луноход, где он сможет бродить по лунной поверхности почти вечно, подпитывая батареи с помощью солнечного света. Этот луноход будет доступен всем, чьи финансы позволят покататься на луноходе, находясь при этом на территории развлекательного центра типа Диснейленд.

Информация, передаваемая луноходом со спутника Земли, будет использоваться в симуляторе киберпространства. Представьте, надев кибер-очки, вы сидите в Диснейленде и чувствуете себя настоящим космонавтом, путешествующим по Луне. Даже постоянная тряска в кабине лунохода будет преобразовываться в сигнал, передаваться на Землю и в конце концов — на сиденье пилота.

Весь этот проект — не что иное, как проект примитивного зонда Ферриса. А от таких зондов до гипотезы о том, что чужой разум внедряется в нашу реальность и использует её как «киберпространство», -лишь один шаг. Подобная операция может быть выполнена с помощью сверхмощного зонда Ферриса. Этот зонд, скорее всего, посылает информацию не самому носителю разума, а «напрямую» — его сознанию. Это даёт «чужим» возможность безопасного путешествия из их мира в наш, безопасного «внедрения» в «киберпространство», которое мы называем действительностью.

Специалисты считают подобную картину вполне вероятной, они сравнивают её с феноменом НЛО. Например, миниатюрные зонды Ферриса могут быть имплантированы некоторым землянам, что даст «чужим» возможность «вселиться» в них и находиться среди нас, и при этом им не потребуется покидать родной «дом», преодолевая расстояние в световые годы.

Феномен НЛО ставит нас перед фактом существования «чужого мира». Чужой разум, похоже, научился «переходить» в нашу действительность и манипулировать тем, что мы называем реальностью.

Представители «чужого мира» — это создания иных форм жизни, совсем не похожих на нас, потому что химия жизни в неантропных мирах определяется иными константами. Это означает, что «тонкая настройка» нашей реальной Вселенной «тонка» всего лишь по отношению к той специфической (углеродно-белковой) форме жизни, которая нам знакома. Как показали расчёты английского физика Адамса, эта форма, по всей видимости, не единственная: другие вселенные, даже с резко иными значениями некоторых констант, могут быть точно так же тонко» настроены на появление жизни — только иной. Поэтому вполне можно представить, что в той вселенной, где эта иная форма жизни достигнет уровня разумности, некоторые учёные тоже будут иметь «основание» утверждать, что их вселенная «уникальна». Иными словами, «уникальность» нашей Вселенной, провозглашаемая антролным принципом, может быть иллюзорной, а наша углеродно-белковая жизнь тоже, скорее всего, является специфическим, но вполне рядовым явлением. Ничего уникального, ради чего «кому-то» стоило бы так тщательно «подгонять» физические законы и константы, она собой не представляет. Были бы другие константы — была бы другая жизнь. Кто знает, может, даже и лучше.

 

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост