Голова антилопы

В середине прошлого века в Кению, восточноафриканскую страну, являвшуюся в тот период колонией Великобритании, переселился с берегов Туманного Альбиона Брюс МакКензи — бывший лёт-чик-истребитель, известный также своими успехами в области вело- и автоспорта.

АнтилопыВскоре он стал владельцем крупной фермы, одновременно занимаясь продажей автомобилей «фольксваген» не только в Кении, но и в Уганде — другой британской колонии, расположенной по соседству.

На рубеже 60-х годов Брюса завербовала британская разведка МИ-6, по поручению которой он стал заигрывать с африканской оппозицией из числа коренного населения, встречался с её лидером, будущим президентом Джомо Кениатой, находившимся в тот период под арестом, предлагал тому свою помощь.

После того как в декабре 1963 года Кения обрела независимость, МакКензи стал единственным белым, вошедшим в состав нового правительства. Его положение, как и близость к правителю Кениате, внушали уверенность в своём будущем белым поселенцам, которые испытывали тревогу после передачи власти чёрному большинству.

Выйдя в 1970 году из состава правительства, МакКензи занял пост директора кенийской авиакомпании, являясь в то же время председателем совета директоров фирмы «Купер Мо-торз». Под этой надёжной «крышей» он негласно устраивал сделки по поставкам специально оборудованных броневиков службам безопасности Кении.

Являясь уже резидентом МИ-6 в Кении, МакКензи занимался также реорганизацией кенийских разведывательных служб и одновременно курировал секретные связи Лондона с президентом Уганды Иди Амином, жестоким диктатором, с которым поддерживал вполне приязненные отношения. Поговаривали, что Амин обязан своим положением в значительной степени именно МакКензи. Когда в 1971 году Амин пришёл к власти в результате переворота, то именно британский резидент убеждал Лондон в том, что нового правителя Уганды надо поддержать тайными поставками вооружений.

27 июня 1976 года па-лестинские боеви-ки и их сообщники из западногерманских «Революционных ячеек» захватили пассажирский самолёт авиакомпании «Эйр Франс», следовавший по маршруту Тель-Авив — Афины — Париж. На борту лайнера находились 248 пассажиров и 12 членов экипажа.

После дозаправки в ливийском аэропорту Бенгази боевики вынудили экипаж лайнера лететь в угандийский аэропорт Энтеббе, откуда пришло согласие принять угонщиков. В Уганде к террористам присоединились ещё четверо их соратников.

Угонщики «рассортировали» пассажиров, выделив из их числа граждан Израиля, и выдвинули ультиматум, потребовав освободить до 1 июля из тюрем Израиля, Франции, ФРГ, Швейцарии и Кении 53 осуждённых террористов. В противном случае они грозили начать расстрел заложников, общее число которых составило 106 человек, после того, как к израильтянам добровольно присоединились члены экипажа лайнера и ещё один пассажир нееврейского происхождения.

Власти Израиля незамедлительно установили контакт с Амином, надеясь обрести в его лице влиятельного переговорщика, но убедились лишь в том, что диктатор на стороне террористов. Единственное, чего удалось добиться, это отсрочить истечение даты ультиматума до 4 июля.

Воспользовавшись паузой, израильские спецслужбы приступили к разработке плана операции по освобождению заложников, обязательным условием которого было согласие какой-либо из соседних с Угандой стран предоставить израильскому спецназу базу на своей территории.

Однако никто из африканских лидеров, в том числе Ке-ниата, не желал ссориться с агрессивным Амином.

Ситуация сдвинулась с мёртвой точки лишь после того, как к делу подключился Брюс МакКензи, получивший соответствующие инструкции от руководства МИ-6. Брюс сумел, что называется, уломать президента Кениату, и тот, в конце концов, сказал «да».
Уже через несколько часов в Найроби прибыли десять агентов из «Моссада» и «Амана», которые развернули штаб по приёму ещё нескольких десятков израильских разведчиков. С наступлением темноты эти агенты нелегально, на лодках, переправились через озеро Виктория вУганду. Пробравшись в район аэропорта Энтеббе, они провели рекогносцировку местности, изучили систему охраны и наметили наиболее удобные пути отхода. Другая группа израильских разведчиков прибыла в Уганду легально, под видом западноевропейских бизнесменов.

Итоги операции «Энтебое», проведённой в ночь на 4 июля (в Израиле её называли «Шаровая молния»), признаны самыми эффективными в ряде подобных рейдов. Израильские коммандос потеряли всего одного человека — своего командира Й. Нетаньяху, ещё пятеро бойцов получили ранения. Все угонщики были убиты. Охрана аэропорта, состоявшая из угандийских солдат, потеряла до 45 человек.

Из 106 заложников было спасено 101 человека, которые в ту же ночь улетели в Израиль через Найроби. Кроме того, израильские коммандос уничтожили на земле в аэропорту Энтеббе 11 самолётов Миг-17 угандийских ВВС во избежание возможной погони.

Узнав о налёте на аэропорт, президент Амин пришёл в неописуемую ярость. В тот же день были перебиты сотни кенийцев, живших в Уганде. Угандийские спецслужбы приступили, по требованию диктатора, к подготовке террористических актов на территории Кении.
Кенийские власти не хотели углубления конфликта с западным соседом. С миссией примирения в Кампалу отправился всё тот же неутомимый Брюс. Он, скорее всего, не догадывался, что Амину известно о его роли в операции, проведённой израильтянами.

По всем внешним приметам встреча резидента МИ-6 с диктатором прошла успешно. В знак своего расположения к давнему деловому партнёру Амин преподнёс тому тщательно выделанную голову антилопы — традиционный угандийский подарок для особо почитаемых гостей.

Вместе с двумя бизнесменами, также тайными поставщиками оружия режиму Амина, МакКензи отправился в обратный путь. Частный самолёт совершил мягкую посадку в аэропорту Найроби.

В этот момент голова антилопы взорвалась. МакКензи погиб мгновенно. Позднее стало известно, что замаскированную бомбу изготовили двое бывших агентов ЦРУ, работавших на Амина, — Эдвин Уилсон и Фрэнк Терпил, являвшиеся специалистами по взрывному делу.

You may also like...

Сайт размещается на хостинге Спринтхост