Бака — птицы на ветках

Они обитают в резервации Дзанга-Санга в юго-западной части ЦАР и сохраняют бродячий образ жизни, архаичную культуру и традиционные верования.

23_08Они верят, что бог Кумба однажды выгнал бака из рая, так как они очень громко шумели и мешали другим обитателям небес. Пигмеи верят, что их жизнь полностью зависит от Дженги, духа лесов. Обряд поклонения Дженги заключается в громких криках и стуке палок. Кричат в основном женщины, так они выражают радость и общаются с духами предков. Согласно легендам, бака — первый человек, появившийся на Земле, открыл огонь, и с тех пор он никогда не гаснет. Там, где живут бака, всегда горят костры.

Если аборигены переселяются, то берут огонь с собой. По поверьям, если все костры погаснут, то племя ожидают большие несчастья. Хранителями огня обычно являются подростки, они осознают свою большую ответственность. Однако законы племени жестоки. Если мальчишки недоглядят и костёр погаснет, их без жалости прогонят из поселения в девственный лес.

Бака живут в густом лесу, в низких, круглых хижинах, построенных из веток и листьев. Из одежды на их чёрных телах лишь набедренные повязки. Питаются дети природы лесными плодами и корнями, иногда на охоте удаётся поймать обезьяну или небольшую лесную антилопу.

Для бака огромное значение имеет мёд. Причём, помимо важного элемента рациона, этот продукт играет ещё и сакральную роль. Бака верят, что, поедая мёд диких пчёл, они соединяются с духами своих предков. Ульи расположены на огромных деревьях тридцатиметровой высоты. Залезть туда — большой риск для жизни. Многие из бака погибли, пытаясь добраться до эликсира жизни. Слово «бака» означает «птица на ветке», это говорит о том, что сбор мёда — священное занятие для племени.

Бангоге пользуется огромным уважением среди соплеменников, потому что является лучшим собирателем мёда. Вместе с шестнадцатилетним племянником Банда он отправляется в лес искать ульи. По мнению Бангоге, подростку пора приобщаться к традициям своего народа и научиться собирать мёд.

Дядя, племянник и ещё несколько взрослых мужчин углубляются в чащу. Вскоре Бангоге находит несколько мёртвых пчёл под деревом, это значит, что улей где-то наверху. Сборщик залезает на дерево на головокружительную высоту с помощью тонкого пояса из лиан, который называется йенда. Пояс охватывает талию Бангоге и ствол дерева. Бака заслуженно имеют репутацию превосходных альпинистов.

После долгого, изнурительного подъёма Бангоге достигает того места, где в дупле находится улей. Чтобы избежать укусов насекомых, Бангоге окуривает улей едким дымом.

Сидя на тонкой ветке, Бангоге отчаянно пытается дотянуться до гнезда. Однако на этот раз раздобыть эликсир жизни не удалось. На следующий день Бангоге был более удачлив.

Он добрался до улья и принялся прорубать ствол дерева топором. Это очень опасно, многие сборщики погибли, случайно перерубив свой йенда. И вот, наконец, соты полны мёда. Бангоге кладёт соты в лёгкую корзинку, стараясь не пролить ни одной капли золотого нектара. Потом он спускает корзинку вниз на тонкой лиане. Сбор мёда удался, духи были благосклонны к Бангоге. Спустившись вниз, Бангоге и Банда смакуют эликсир жизни.

На следующий день, наевшись мёда, бака выходят на охоту. Участвуют все -и мужчины, и женщины. Перед охотой вождь Мансумба предлагает духам свою слюну. Он издаёт звуки, напоминающие крики маленьких антилоп, обитающих в лесу.

Затем охотники расставляют в лесу сети. На этот раз охота оказалась удачной. Загонщики гонят антилоп к сетям, в которых животные и запутались. Племя наслаждается обильной пищей.

Цанга-Санга — так называется большое соляное болото. Банда отправляется сюда вместе с шаманом Микамой. Лишь Микама способен обнаружить духов и представить юношу Дженге. Соляная топь находится в центре территории бака.

Сюда ходят на водопой слоны. Раньше, чтобы стать мужчиной, юноши бака должны были пронзить бок слона копьём.

Микама рассказывает Банде о том, как он в дни молодости охотился в Цанга-Санга на слона. Требовалось огромное мужество, чтобы войти в топь и бросить копьё в живот гиганта. В те далёкие дни культура бака вращалась вокруг мяса слона, которое считалось идеальной пищей. Завалив животное, охотники танцевали, взобравшись на тушу.

В наши дни охота на слона в Центрально-Африканской республике запрещена. Поэтому юношей приводят на Цанга-Санга лишь для того, чтобы рассказать о былых охотах на слонов. От болота Микама повёл Банду в сакральное место в лесу, где подверг его символическому убийству. Затем шаман нанёс подростку на лицо узор из белых точек, символ вновь обретённой духовности. Банда и Микама возвратились в деревню, где вместе с соплеменниками поклонились Аниоме, страшному духу мёртвых. Все надевают на голову венки из больших листьев, встают в круг и танцуют.

Банда теперь считается взрослым, полноправным членом племени. Теперь он может самостоятельно собирать мёд и имеет право выбрать невесту.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост