Заложник злого рока

В ноябре 2012 года исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого Короля из «Золушки» Эраста Павловича Гарина. Несколько поколений советских кинозрителей выросли на его необыкновенно добрых и трогательных ролях. В их памяти остались неповторимые гаринские интонации, его удивительная мимика и завораживающее актёрское мастерство.

НЕПРИВЫЧНЫЙ И НЕОЖИДАННЫЙ

03_15Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия — Герасимов) родился 10 ноября 1902 года в Рязани. Окончив гимназию в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную армию. Его командиры отметили искромётный лицедейский талант молодого бойца и командировали его в гарнизонный театр. Впоследствии Эраст с успехом выступал на сцене Первого самодеятельного театра Красной армии. Тогда он и взял сценический псевдоним Гарин.

С любимым театром Эраст поехал на гастроли в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться актёрскому мастерству. Гарин внял совету мастера и в 1921 начал грызть гранит лицедейских наук в руководимой Мейерхольдом Государственной высшей режиссёрской мастерской.

По иронии судьбы роковую роль в судьбе любимого ученика сыграл как раз великий Мейерхольд.

Вместе они проработали больше десяти лет. Режиссёр необычайно ценил аналитический ум, чувство юмора, самоиронию Гарина и всегда прислушивался к его мнению. Он даже прощал Эрасту негативное отношение к своей жене Зинаиде Райх. Из-за этого та часто устраивала Мейерхольду скандалы и требовала уволить наглеца. Но в этом вопросе маэстро был непреклонен. «Гарин будет работать в моём театре!» — твёрдо говорил он.

Режиссёр доверял любимчику главные роли в пользовавшихся огромным успехом спектаклях «Мандат», «Ревизор», «Горе от ума». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены, а Чацкий в его исполнении — самым непривычным и неожиданным.

У актёра появились свои зрители, которые ходили именно «на Гарина». Театральные критики отмечали его неподражаемый комедийный талант, поразительную эксцентричность и трогательную лиричность. Во многом благодаря своему учителю Эраст Павлович блистательно овладел мастерством мизансцены.

Это было самое счастливое время в жизни молодого актёра. Он работал с режиссёром, которого безмерно уважал и даже боготворил. В то же время Эраст был единственным, кому позволялось спорить с Всеволодом Эмильевичем. Отношения Мейерхольда и Гарина не ограничивались театром. Их связывала большая человеческая дружба. Характерно, что именно у Гарина его учитель провёл последний вечер на свободе. Мейерхольд был печален и подавлен тогда. Он предчувствовал, что чекистское кольцо сжимается вокруг него.

ЧЁРНАЯ ПОЛОСА

Расстрел Всеволода Эмильевича Гарин воспринял не только как личную трагедию, но и как проявление чудовищно несправедливого, злого рока. Впоследствии он пытался найти «своего режиссёра», но все его попытки заканчивались фиаско.

А вскоре в жизни Гарина и вообще началась чёрная полоса, растянувшаяся на годы. Фильм Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою», где Гарин сыграл одну из главных ролей, был запрещён к показу по личному распоряжению начальника Главного политуправления Красной армии. Экранизация гоголевской «Женитьбы» (в ней Гарин выступил как режиссёр) была утеряна во время войны. А мейерхольдовский спектакль «Горе от ума», который в семидесятых годах Гарин восстановил на сцене Театра-студии киноактёра был назван критиками «неактуальным». Не имел он успеха и у зрителей.

«Злой рок преследует меня!» — часто повторял Гарин в те дни и грустно качал при этом головой.

Глотком свежего воздуха для него стало кино. В сороковые годы он сыграл Жениха в фильмах «Свадьба», короля в «Золушке», а всего в творческой копилке Гарина более трёх десятков ролей в лентах известных режиссёров. Критики назвали Эраста Павловича Гарина лучшим мастером школы Мейерхольда, «трогательным комиком с серьёзным лицом» и даже «Бастером Китоном советского кинематографа».

Невозможно забыть колоритного дьячка Савелия в картине «Ведьма». А какими своеобразными красками наделил актёр учёного-археолога Мальцева из фильма «Джентльмены удачи». Гарину досталось всего несколько эпизодов, но маленькая роль запоминается сразу и навсегда. После этой работы он иногда говорил со свойственной ему самоиронией: «Джентльмен неудачи сыграл профессора в «Джентльменах удачи».

Несмотря на то, что актёр был обласкан хвалебными рецензиями, званиями и премиями, сам он продолжал считать себя заложником злого рока и был твёрдо уверен, что не сделал и десятой доли того, что мог бы сделать. Он страстно хотел новых интересных ярких ролей, но их ему не предлагали.

ФАНТАЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Тогда Эраст Гарин обратился к режиссуре и поставил ряд запомнившихся спектаклей в столичном Театре сатиры. Актёры обожали его и за глаза нежно звали Эрастиком. У мастера была замечательная привычка: в начале каждой репетиции он садился за установленный в зрительном зале столик и своим знаменитым голосом вопрошал: «Ну, что, друзья… Давайте погниём?»

Гарин-режиссёр поражал актёров необыкновенной фантазией. Работая на постановкой пьесы-сказки Шварца «Тень», он заказал в мастерских Театра сатиры цветы из раскрашенных перьев с иголками на концах стебля. Актёр, исполнявший роль Тайного советника, шёл и бросал эти цветы, которые, падая, вонзались в пол и как будто вырастали прямо на глазах у зрителей. Этими цветами он устилал путь идущей следом Принцессы. Гарин придумал и невероятной красоты абишу, ибо для Эраста Павловича в работе не существовало мелочей.

Он много работал на радио, а режиссёры мультфильмов часто заставляли говорить своих героев голосом Гарина. Артист озвучил больше трёх десятков мультфильмов, но самой яркой его работой стал грустный ослик Иа в киноленте старейшины советской мультипликации Фёдора Хитрука «Винни-Пух и день забот».

Личная жизнь Эраста Павловича складывалась непросто. Его первой женой стала Любовь Саввишна Руднева. От этого брака родилась дочь Ольга. Когда этот семейный союз распался, актёр очень переживал.

Впоследствии он связал свою жизнь с Хесей Локшиной, которая стала для него верной и надёжной опорой. В трудные моменты жизни актёра хрупкая, миниатюрная, но очень деятельная жена всегда оказывала Эрасту мощную поддержку. «Гарин с Хесеи производили впечатление единого целого!» — отмечали друзья семьи.

В 1966 году во время съёмок фильма «Весёлые расплюевские дни» актёр получил травму. В результате ему удалили глаз. Для Гарина это стало ещё одним тяжёлым ударом. К тому же с середины семидесятых годов его практически перестали приглашать в театральные постановки и в кино. Как вспоминала позднее первая жена Гарина Любовь Руднева: «Гарин уходил из жизни очень трагично. Он перестал говорить, объяснив это тем, что не может этого делать. Ему было тяжело общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».

Замечательный актёр покинул бренный мир 4 сентября 1980 года. Он нашёл вечное упокоение на Ваганьковском кладбище, но его незабываемые кинороли продолжают жить и находить пути к сердцам благодарных зрителей.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост