Зенгер — автор космической библии

После поражения Германии в Первой мировой войне страны-победительницы резко ограничили возможность новой милитаризации страны: ей запрещалось строить танки, тяжёлую артиллерию, бомбардировщики, крупные броненосные корабли.

И когда вермахт проводил военные учения, роль танков выполняли фанерные макеты, которые везли на себе легковые автомобили.

Но победители были недальновидны: ограничения не коснулись ракет и космоса, и именно в области ракет дальнего действия Германия в конце 40-х оказалась впереди планеты всей и вплотную приблизилась к выходу в космос.

НЕИЗВЕСТНЫЙ РАКЕТЧИК

669_2_03У всех, знакомых с историей, на слуху имя «ракетного барона» Вернера фон Брауна, создавшего знаменитую ФАУ-2, а затем и лунную ракету «Сатурн», обеспечившую США приоритет в лунной гонке 60-х годов. Как следствие, мы почти ничего не знаем о другом выдающемся ракетчике, австрийском инженере Эйгене Зенгере. А ведь первая экспериментальная немецкая ракета была создана им в Любенбург-Хит ещё в 1935 году.

Двумя годами раньше он опубликовал книгу «Техника ракетного полёта», в которой был изложен тщательно продуманный проект ракетного самолёта, способного развить скорость свыше 2 500 километров в час. И это в те времена, когда в авиации господствовали тихоходные фанерные бипланы!

Перед началом Второй мировой войны молодой австрийский инженер (он родился в 1905 году) становится организатором Научно-исследовательского института техники ракетного полёта, и в этом институте он разрабатывает проект межконтинентального ракетного бомбардировщика, способного выходить в космос и достигать любой точки земного шара.

В своей работе «Дальний бомбардировщик с ракетным двигателем», выпущенной в количестве всего 100 экземпляров с грифом «совершенно секретно», Э.Зенгер и И. Бредт обосновали проект космического самолёта, который с ракетным двигателем с тягой в 100 тонн, мог подниматься, начиная со скорости 100-300 км/ч, постепенно достигая 20 000-40 000 км/ч и обладать максимально возможной дальностью действия в 40 000 километров.

Помимо самой конструкции самолёта и двигателей, в работе были подробно исследованы физико-химические процессы горения при высоких давлениях и температурах, энергетические характеристики ракетных топлив, включая эмульсии лёгких металлов в углеводородах.

Отдельно рассматривались вопросы аэродинамики для скоростей полёта, в 10-20 раз превышающих скорость звука, наземного старта с помощью ракетной катапульты, а также бомбометания при космических скоростях.

Общий вес с горючим и окислителем проектируемого космического бомбардировщика составлял 100 тонн при 10 тоннах бомбовой нагрузки и посадочном весе тоже в 10 тонн. Теоретически он мог бы стать носителем созданной чуть позже американской атомной бомбы.

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА

После окончания войны один из экземпляров проекта попал в руки советских ракетчиков, которые быстро сделали перевод и были потрясены такими цифрами. Только они ознакомились с характеристиками ракетного двигателя ФАУ-2, имевшем невероятную по тем временам тягу в 30 тонн, а тут речь шла о тяге в 100 тонн! (для сравнения в лунной ракете Королёва Н1 использовались двигатели, разработанные в КБ Кузнецова, с тягой в 150 тонн.)

Позже наши ракетчики рассказали, что в связи с этим проектом произошёл небольшой курьёз: поскольку в нём подробно рассматривались как конструкция и аэродинамика космического самолёта, так и его двигательная установка, специалисты решили, что один из авторов авиаконструктор, а второй — двигателист. Были предприняты розыски Зенгера и Бредта, но оказалось, что конструктор всего один, а Ирэна Бредт — его жена, выполнявшая для мужа все расчёты. Кстати, согласно существующей версии, все расчёты по теории относительности выполняла жена Эйнштейна, поскольку он сам был не очень силён в математике. Но своим соавтором он её не сделал.

Вывозя после окончания войны в США Вернера фон Брауна и его команду, американцы Зенгером не заинтересовались: он показался им обычным теоретиком-утопистом, на десятилетия опередившем своё время. И Зенгер, которого оставили в покое, берётся за ещё более фантастический проект: ракету для полёта к другим звёздным системам.

И вот, в середине 50-х годов, ещё до вывода на орбиту первого земного искусственного спутника, Эйген Зенгер выпускает свой классический труд «К механике фотонных ракет», в котором рассматриваются способы достижения околосветовых скоростей и проблемы полёта к другим звёздным мирам! В качестве двигателя звездолёта он предлагает фотонный с параболическим отражателем, а в качестве источника фотонов — термоядерную реакцию или аннигиляцию материи и антиматерии.

В 1958 году эта книга вышла в русском переводе и стала настольной не только для специалистов, но и фантастов, для которых она была своего рода космической библией. Ведь в ней Зенгер заодно подсчитал, основываясь на эйнштейновском (фактически лоренцевом) замедлении времени сколько его потребуется идеальной фотонной ракете для достижения других звёздных систем. Так, при ускорении, равном земному, до Альфы Центавра она долетит за 3,6 года, до центра Галактики за 19,7 лет, а до соседней галактики — Туманности Андромеды — за 26 лет! Но если ускорение будет троекратным, и космонавты погрузятся на время полёта в анабиоз эти цифры уменьшатся в 2,5 раза, и до самой удалённой галактики, фактически, до края Вселенной, фотонная ракета долетит всего за 15 лет! Только таким звёздным скитальцам возвращаться будет некуда — на Земле пройдёт 20 миллиардов лет, так что не будет ни Земли, ни, возможно, и Солнца.

ТАЛАНТЛИВЫЙ ПРАКТИК

Но Зенгер показал себя не только теоретиком, но и практиком. В конце 50-х годов, когда мы очень дружили с Египтом и снабжали его всеми видами вооружения, возник конфликт с США. Американцы выдвинули ультиматум: если мы поставим Египту ещё и ракеты, своими ракетами американцы снабдят Израиль. Тогда египтяне пригласили на работу бывших немецких ракетчиков, которых возглавил Зенгер. Для египетской армии он разработал ракету «Аль-Зафар» (победитель) с дальностью действия 500 километров и боевым зарядом в 0,5 тонны, затем «Аль-Аред» (исследователь) с дальностью 1 100 километров и «Аль-Кахир» (завоеватель) с боевым зарядом в одну тонну. Но этот этап его биографии — отдельная история.

К сожалению, Зенгер не дожил до воплощения в жизнь своего проекта — космического самолёта. Но он не остался только на бумаге. В современной Германии начата разработка воздушно-космической системы «Зенгер», над которой работают крупнейшие германские авиационные фирмы. От авторского проекта он отличается тем, что стартует не с помощью ракетной катапульты, а со спины самолёта-разгонщика, в одном из вариантов которого предполагается использовать антоновскую «Мрию». Так же, как в проекте Зенгера, эта система должна выводить на высоту 300 километров те же 10 тонн полезной нагрузки.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост