Какой он — Чапаев?

В 1923 году писатель Дмитрий Фурманов опубликовал роман, где главным героем был Василий Иванович Чапаев. Эта книга стала одним из первых крупных произведений новой советской литературы.

Чапаев

Фурманов некоторое время был комиссаром знаменитой 25-й — Чапаевской — дивизии и лично знал легендарного комдива. В 1926 году писатель скончался.

Восемь лет спустя братья Г.Н. и С.Д. Васильевы по мотивам романа Фурманова, а также используя сценарий жены писателя Анны Никитичны, сняли фильм «Чапаев». Главную роль в нём сыграл Борис Бабочкин, сам когда-то служивший в 25-й дивизии. Фильм стал выдающимся достижением советского и мирового кинематографа, его и сейчас смотрят тысячи зрителей.

Собственно говоря, то, что мы знаем о Василии Ивановиче Чапаеве, нам известно из романа, а в большей степени из этого фильма. Однако с тех пор прошло много лет, жизнь и деятельность комдива 25-й, реального человека, весьма обстоятельно изучалась. Подсчитано, например, что из семидесяти двух эпизодов фильма только три соответствуют исторической действительности. Попробуем же рассказать о подлинном Чапаеве, который погиб в районе Лбищенска в сентябре 1919 года, не дожив и до 33 лет.

С началом Первой мировой войны Василий Иванович — на фронте, воевал в Восточной Пруссии, на Волыни, в Галиции. За храбрость и отвагу был награждён тремя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Крестьянский сын, он за два с лишним года прошёл путь от фельдфебеля до первого офицерского звания — подпрапорщик.

В сентябре 1916 года Василия Ивановича с тяжёлым ранением перевезли в саратовский госпиталь. Там он пробыл около десяти месяцев. А после выписки был назначен ротным командиром 138-го полка, расположенного в Николаевске (теперь этот город называется Пугачёвым). В конце сентября 1917-го его принимают в РСДРП(б). Так что эпизод в романе, где рассказывается о том, что Чапаев не знает, чем отличаются большевики от коммунистов, попросту выдуман писателем.

В конце ноября 1917 года ревкомом города Николаевска Чапаев был назначен командиром полка, где был до этого ротным командиром. Тогда и начались проявляться выдающиеся организаторские способности будущего комдива. Из стихийно возникающих отрядов самообороны он быстро формирует боеспособные красноармейские части. И они скоро понадобились.

Силы контрреволюции сумели сорганизоваться и подняли мятеж в Николаевском уезде. От казацкой шашки погибла двадцатилетняя Анна, сестра Василия Ивановича, был застрелен Григорий, его младший брат, военный комиссар города Балаково. Многих членов семей местных коммунистов, в том числе отца Василия Ивановича, мятежники заперли в сарае. Только вовремя подоспевшие отряды Чапаева спасли людей от неминуемой гибели. Мятежники были разгромлены.

В мае из двух полков Василий Иванович формирует бригаду. А в августе бригада превратилась в дивизию во главе с Чапаевым. Так родилась легендарная 25-я дивизия, которая сначала называлась Пугачёвской.

Весьма скоро 4-я Красная армия, куда входила и 25-я дивизия, попала в тяжелейшее положение: превосходящие силы противника окружили её. Командующий армией, бывший царский полковник, самоустранился от дел и залёг в лазарет. Штаб армии оказался дезорганизованным. В этих условиях Чапаев взял командование армией на себя и сумел спасти красноармейские части от уничтожения.

20 сентября 1918 года в Николаевск прибывает бронепоезд председателя Реввоенсовета Льва Троцкого и в 25-й дивизии устраивается смотр. Троцкий не любил «самоутвердившихся» командиров, не любил тех, кто позволял себе возражать высшему начальству. Он вручил Чапаеву золотые часы и… освободил от командования дивизией. Василию Ивановичу поручили формировать новую дивизию. Он и тут не пропал, стал сколачивать новые полки. Пришлось его в разгар Гражданской войны отправить учиться в Академию Генерального штаба. Там Чапаев пробудет около трёх месяцев и всё-таки добьётся возвращения в действующую армию.

Отвлечёмся на время от военной деятельности Чапаева и расскажем о его личной жизни. Женился он рано. Жена, звали её Пелагеей, родила ему троих детей. Но дома, в семье Чапаеву приходилось бывать редко. Сначала — срочная военная служба, потом фронт Первой мировой. На фронте он подружился со своим однополчанином Петром Камешкерцевым. Друзья дали друг другу слово, если кто из них погибнет, то другой позаботится об осиротевшей семье. Камешкерцев был убит. Чапаев привёз его детей в свою семью. А в 1919 году его собственная жена умерла от тифа. Тогда вдова его покойного друга, тоже Пелагея, предложила объединить семьи. Василий Иванович согласился. Так в его жизни появилась вторая Пелагея, по сути человек почти чужой.

И вот на фронте к нему приходит большое чувство, к счастью, взаимное. Звали её Анной. Жена политкомиссара Дмитрия Фурманова (правда, невенчанная), она руководила в 25-й дивизии самодеятельным театром.

Со своим комиссаром у Чапаева и раньше были непростые отношения. Человек честолюбивый, с университетским образованием, Фурманов постоянно чувствовал, что этот бывший фельдфебель его заслоняет. А тут между ними встала женщина…

Фурманов стал писать в штаб армии доносы на своего комдива. В свою очередь Чапаев просил командование или убрать от него Фурманова или перевести его самого в другую дивизию. Командующий 4-й армией М.В. Фрунзе посылает Куйбышева разбираться. Кончилось всё это тем, что Фурманова перевели на другую должность, и он уехал вместе с женой из дивизии.

Через четыре года Дмитрий Фурманов напишет роман о Чапаеве. По всей видимости за эти годы он сумел оценить подлинный масштаб этого человека, да и всё личное теперь не имело никакого значения. И всё же в своём романе писатель сознательно или неосознанно несколько примитизировал образ Чапаева, не говоря уже о том, что многое о нём он просто напридумывал. Создавая произведение на исторический сюжет, с реальными, не вымышленными героями, писатель обязан быть предельно осторожным, придерживаться реальных фактов.

Отступление от действительности ещё более усугубилось в фильме. В киносценарии братьев Васильевых появились — Петька и Анка. У них тоже были реальные прототипы. Петька — Пётр Исаев был офицером ещё в Первую мировую войну. В Чапаевской дивизии он исполнял обязанности начальника связи и погиб под Лбищенском вместе с Чапаевым. Посмертно был награждён орденом Красного знамени, похоронили его в братской могиле неподалёку от Уральска. Пулемётчицу Анку звали Марией, и служила она не в штабной роте, а в разведке. Никакой любви между ними не было.

После выхода фильма «Чапаев» жена Исаева написала письмо Сталину, где обвинила постановщиков в клевете на мужа. Письмо переслали Васильевым. Те ответили, что фильм не документальный, а художественный, и неточности в нём допустимы. К сожалению, история эта кончилась трагически. Деревенские соседки всячески злословили по поводу этой Анки и самого Петра Исаева — и вдова его, не выдержав насмешек, покончила с собой…

Но вернёмся назад, в 1919 год. В мае Чапаев прибыл в Самару, в штаб 4-й армии и имел трёхчасовую беседу «с глазу на глаз» с командармом Михаилом Васильевичем Фрунзе, после чего сразу был назначен командиром Александрово-Гайской группы войск. Позднее он вновь становится комдивом возрождённой 25-й дивизии. Под его руководством были блестяще проведены Бугуруслановская, Белебеевская, Уральская и Уфимская операции. О них и теперь пишут в учебниках по тактике.

Чапаевцы разгромили 11-ю дивизию 6-го корпуса, 6-ю и 7-ю дивизии 3-го Уральского корпуса белых. Такая же участь постигла части резервного Волжского корпуса генерала Каппеля. С ходу форсировав реку Белую, бойцы дивизии 9 июля 1919 г. освободили Уфу. За эти героические подвиги все девять полков дивизии и её кавалерийский дивизион удостоились Почётных революционных знамён Республики, а комдив Чапаев и многие командиры и бойцы награждены орденами Красного Знамени.

Одним из первых военачальников Чапаев понял, что при равенстве в живой силе побеждает техника. Можно даже сказать, что он первым сформировал и стал использовать отдельные бронетанковые соединения. В составе его дивизии были части, состоявшие из путиловских броневиков и отбитых у противника зарубежных танков. У чапаевцев имелся ещё мощный артиллерийский дивизион с полусотней орудий и несколько аэропланов для разведки.

В фильме Васильевых Чапаев и Петька мчатся на тачанке. Тачанок в дивизии вообще не было; лошадь — слишком крупная мишень и для пулемётного, и для оружейного огня. А вот автомобили применялись. Между соединениями имелась телеграфная и телефонная связь.

25-ю дивизию перебрасывают на Уральский фронт. Она теснит белые казачьи войска к Каспийскому морю. Но Василий Иванович не дожил до их полного разгрома. 5 сентября 7979 г., во время налёта вражеского конного корпуса на станицу Лбищенск (ныне Чапаев) трагически оборвались жизни легендарного полководца и многих его боевых товарищей.

О выдающихся стратегических и тактических способностях Чапаева знали, конечно, не только красные, но и белые. В белогвардейских штабах родилась идея: во что бы то ни стало уничтожить непобедимого комдива. Ждали только подходящего момента.

Перед 25-ой дивизией была поставлена задача — наступать на Уральск через огромные пространства безлюдной степи и раскалённых песков. Заняв Лбищенск, Чапаев написал в штаб армии гневное письмо: «Такой участок для одной бригады охранять невозможно. Распылённая по одной роте, она не в силах охранять данный участок… Боевой задачи 25-й дивизии нет никакой. Отдыху тоже нет… Все войска на протяжении 250 вёрст лежат в степи под палящим солнцем… Из-за отсутствия патронов я не в состоянии двигаться дальше… С патронами я никогда не отступал. А без них не стыдно отступать. Держаться на занимаемых позициях нельзя, без патронов можно погубить всю дивизию».

Во главе 4-й армии уже не было Фрунзе, теперь он командовал южнее, Туркестанскими армиями. А из армейского штаба шли такие телеграммы: «Центр не разрешил», «Центр не утвердил», «Что вы там фантазируете?»

31 августа под покровом ночи двухтысячный кавалерийский отряд белых при двух орудиях выступил в сторону Лбищенска. Днём белоказаки прятались в оврагах и балках, передвигались по ночам. В ночь на 4 сентября они были уже в трёх верстах от станицы. Чапаев ждал нападения, приказал вести авиаразведку. Но лётчики днём в открытой степи вроде как ничего подозрительного не обнаружили.

В три часа белые пошли в наступление. Арестованный в 1937 году комкор И.С.Кутяков, бывший командир одного из чапаевских полков, на допросе в НКВД подробно рассказал об этих событиях. Атака белых началась с того, что стоящий в Лбищенске собор взлетел на воздух; взрыв был такой силы, что даже в радиусе пятидесяти километров детонировали запрятанные в погребах снаряды. Неожиданное нападение белоказаков вызвало панику. Взвод белоказаков под командованием хорунжего Белоножкина, специально выделенный для захвата Чапаева, не смог сразу оцепить штаб — и комдив, отстреливаясь из нагана и винтовки, сумел уйти; при этом Чапаев получил ранение в руку. Далее, собрав вокруг себя около сотни красноармейцев, Чапаев возглавил атаку на штаб и выбил оттуда этот взвод.

Василий Иванович получил тяжелейшее ранение в живот и руководить боем в дальнейшем не мог. По приказу комиссара Батурина красноармейцы, среди них были венгры-интернационалисты, связали ворота и на этом импровизированном плоту переправили комдива через Урал на тот берег.

Бой шёл ещё около восьми часов. Белые с помощью артиллерии подавили, наконец, последние очаги сопротивления. Началась тотальная зачистка города. Захваченных в плен красноармейцев белоказаки расстреливали на берегу реки, рубили шашками, закалывали пиками. Раненый комиссар Батурин был изрублен шашками так, что невозможно было собрать его тело.

К вечеру 5 сентября командир 219-го полка Алексей Воронин попытался с ходу взять Лбищенск, но, встреченный сильным огнём, отступил. Только на второй день бригада красных под командованием Рязанцева после восьмичасового боя овладела Лби-щенском. В подвалах после поисков были найдены случайно уцелевшие, тяжело раненные начальник штаба Новиков и редактор дивизионной газеты Борис Ренц. По их рассказам и были восстановлены основные трагические события этих дней.

…Пять израненных красноармейцев всё-таки смогли переправить своего комдива на другой берег Урала. Но Василий Иванович был уже мёртв. На том берегу белоказаки садились в лодки, красноармейцам надо было торопиться. Они отнесли тело Чапаева подальше в степь, вырыли песчаную могилу, сняли с него рубашку и обернули ею голову… Через пару месяцев нескольким уцелевшим красноармейцам удалось вернуться в эти места, найти могилу и отвезти тело Чапаева в освобождённый Уральск. Там он и был похоронен на местном кладбище.

После Великой Отечественной войны удалось отыскать участников захоронения Василия Ивановича Чапаева. Ими оказались сербский крестьянин Веселии Марков из вен-герскогоселаМало-Москва,егоодносельчанин Милан Кельячки, которые с тремя русскими красноармейцами — Николаем Кузнецовым из села Усатово Краснокутского района, Воропаевым и Степаном Гульником — откопали и перевезли тело Чапаева в Уральск.

В 1960 году историк Андрей Егатко разыскал чапаевца Степана Николаевича Бунина, жившего тогда в Сталинграде. Бунин составил даже схему кладбища около Царь-Никольской церкви в Уральске. На схеме вторая могила в левом ряду обозначена как захоронение Чапаева. Об этом тогда почти никто не знал. После сооружения плотины Саратовской ГЭС река в этом месте изменила своё русло, были затоплены и церковь, и кладбище. Так что останки Василия Ивановича Чапаева, как поётся в известной песне, действительно упокоились на дне Урала.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост