Остров Святой Елены и Наполеон

Отправленный умирать на остров Святой Елены Наполеон сам выбрал место для своей будущей могилы около небольшого родника, в тени трёх могучих сосен.

662_3_06Сегодня на могиле захоронения умершего императора стоит чистая мраморная плита. Но почему на ней нет надписи: кто здесь захоронен?

Официальное объяснение отсутствия надписи следующее. Французы, последовавшие за своим императором в изгнание, предлагали высечь на плите только одно слово: «НАПОЛЕОН». Английский губернатор Гудсон Лоу считал уместным высечь имя и фамилию, похороненного на острове императора. Французы и англичане не смогли договориться, и плита осталась белой.

Но есть более правдоподобное объяснение, нежели «склока» из-за имени усопшего на могильной плите. Французы знали, что под плитой захоронен вовсе не император, и такая надпись была для них кощунственной.

В соответствии со строгой инструкцией резиденция Наполеона на острове Святой Елены находилась под непрерывным наблюдением. Когда император совершал прогулки по острову, его всегда сопровождал офицер охраны. По специальному распоряжению губернатора около резиденции императора каждый вечер появлялся капитан Никольс. Он ходил под окнами, заглядывал в них, чтобы убедиться: не исчез ли Наполеон.

Но, несмотря на все эти предосторожности, Наполеон, по-видимому, смог совершить невозможное и сбежал с острова. Во многом успеху этого, казалось бы, безнадёжного предприятия помог один из его двойников. В соответствии с традициями коронованных особ и диктаторов у Наполеона их было несколько. Они должны были принимать на себя удары возможных покушений. Один их двойников и был похоронен на острове Святой Елены под безымянным камнем.

Удачная попытка, закончившаяся подменой Наполеона его двойником, была предпринята капитаном американского судна «Океан» Джонсоном. За каждым кораблём, прибывавшим на остров, устанавливалось тщательное наблюдение. По мнению российского историка Л. Вяткина, для передачи на судно информации о том, что император готов к побегу, был использован… бюллетень о его здоровье. Наполеон несколько недель не выходил из своего кабинета, проводя все дни напролёт либо сидя в халате в кресле, либо лёжа в постели. Каждое воскресенье императору приносили бюллетень о здоровье, который он внимательно прочитывал и подправлял. Губернатор объявил представителям России, Франции и Англии, что он считает их недействительными, и запретил их опубликование. Но, несмотря на запрещение губернатора, эти бюллетени регулярно вывешивались в порту. Вероятно, именно в них могла содержаться тщательно закодированная информация для капитана Джонсона. И вот однажды, на следующий день после вывешивания очередного бюллетеня, матрос со шхуны «Океан» смог каким-то образом, проскользнув мимо многочисленной охраны, пробраться в резиденцию Наполеона с тайным посланием.

ТАЙНА НЕФРИТОВЫХ ШАХМАТ

Писатель Маргарет Стюарт Тейлор описывает в своей книге подготовку побега Бонапарта с острова Святой Елены. В марте 1816 года личный врач Наполеона Барри О’Мера принёс в резиденцию опального императора нефритовые шахматы. Врач похвастался, что случайно приобрёл их у китайского купца. По воспоминаниям очевидцев Наполеон часто играл в шахматы и даже предпочёл их любимой игре в бильярд. Причину этого предпочтения удалось разгадать только много лет спустя. В июле 1986 года нефритовые шахматы Наполеона были проданы. Новый владелец тщательно исследовал своё дорогостоящее приобретение и неожиданно обнаружил, что одна фигура развинчивается. В тайничке он нашёл подробный план побега императора, который заключался в следующем.

Получив от своих заокеанских друзей весть, что всё готово к побегу и торговое американское судно уже находится на подходе к острову, Наполеон должен был некоторое время притворяться больным и не выходить из спальни. В назначенный день сбежавшего на корабле императора подменил один из его двойников, тайно перевезённый на остров.

В это время сам император надел поверх своей одежды бесформенное китайское платье, которое полностью бы скрывало его фигуру, и загримировал своё лицо. На острове находилось много китайских торговцев, рабочих, слуг, и появление ещё одного «китайца» осталось бы не замеченным. Добравшись до порта, Наполеон должен был подняться на борт американской шхуны, которая в это время была бы уже готова к отплытию.

Но, кто же заменил опального императора на острове Святой Елены? Большинство исследователей судьбы Наполеона склоняется к версии, что вместо него на острове Святой Елены скончался его двойник — Франсуа Эжен Робо.

ДВОЙНИК ИМПЕРАТОРА

После поражения при Ватерлоо 18 июня 1815 года Наполеон был сослан на остров Святой Елены, а Франсуа Робо вернулся в свой крестьянский дом в деревне Балейкур. В 1818 году к дому Робо подъехала роскошная карета, простоявшая там не меньше двух часов. Хозяин дома объяснил соседям, что приезжавший к нему человек хотел купить у него зайцев. Через несколько дней после посещения этого любителя зайчатины Франсуа Робо и его сестра исчезли из деревни.

Прошло время и власти забеспокоились бесследным исчезновением бывшего двойника императора. Его искали по всей Франции, но обнаружить они смогли только его сестру. Она проживала в городе Туре и буквально купалась в роскоши. На вопрос, откуда у неё столько денег, девушка ответила: «Деньги дал брат, который отправился в далёкую поездку. Куда именно, не знаю».

Больше Франсуа Робо никто не видел. Он бесследно исчез. Но много лет спустя в архиве Балейкура была обнаружена странная запись: «Франсуа Робо родился в этой деревне, умер на острове Святой Елены». Дата смерти зачёркнута, её невозможно прочесть. Но некоторые приверженцы гипотезы подмены Наполеона на двойника, утверждают, что речь идёт о 5 мая 1821 года.

Примерно в то же время, в 1818 году, пленник на острове Святой Елены стал вести себя странно. Он вдруг стал очень забывчив, потерял память, путал очевидные факты своей жизни. Почерк у «императора» тоже изменился. И вот ещё один факт, подтверждающий бегство Наполеона. В1818 году жена коменданта острова, генерала Бертрана, писала подруге: «Победа! Наполеон покинул остров!» А ведь официально, 5 мая 1821 года царственный пленник умер и был захоронен в могиле под безымянным камнем.

А что произошло с Наполеоном после бегства с острова Святой Елены? В 1818 году в Италии в городе Вероне поселился человек Ревар, приобретший магазин оптики и ювелирных изделий. Ревар обладал значительными средствами, отличался великосветскими манерами и был очень похож на Наполеона. Жители Вероны прозвали его «Императором».

ТРАГЕДИЯ В ПАРКЕ ШЕНБРУНСКОГО ДВОРЦА

23 августа 1823 года перед магазином Рева-ра остановилась роскошная карета. Кучер передал хозяину пакет. Познакомившись с его содержимым, Ревар взволнованно сказал управляющему магазина Петруччи: «Я должен срочно выехать по личному делу». Затем он подал ему письмо и попросил передать его лично королю, если он не вернётся через три месяца. Только перед смертью Петруччи рассказал сыновьям о том, что хозяином магазина был сам Наполеон Бонапарт.

Через две недели после исчезновения из Вероны Ревар появился в пригороде Вены А 4 сентября 1823 года в парке Шенбрунско-го дворца, близ Вены, где австрийцы держали Орлатко — сына Наполеона, случилась трагедия. В 11 часов вечера стражник увидел тень человека, соскакивающего со стены. Солдат крикнул: «Стой!» А когда тот не повиновался, выстрелил. Нарушитель упал и через несколько минут скончался. Перед смертью он успел сказать, что торопился в замок, где умирал от скарлатины сын Наполеона. Когда представители властей осмотрели труп убитого, полиция немедленно оцепила замок.

Утром в замке появились дипломаты французского посольства, настаивая на том, чтобы им передали труп. Хозяйка замка Мария-Луиза, австрийская эрцгерцогиня и французская императрица, которая после высылки Наполеона Бонапарта на остров Святой Елены возвратилась в родную Австрию, категорически отказалась выполнить это требование.

Убитого «незнакомца» похоронили в парке в скромном гробу, рядом с усыпальницей, приготовленной для Марии-Луизы и Орлатко. Спустя месяц 12-летний Франсуа Карл Жозеф Бонапарт скончался от скарлатины. Случившееся в парке Шенбрунского дворца было подробно отражено в записях, сделанных 5 сентября 1823 года прокурором Карлом Фридрихом Арнштейном. В них есть и слова, сказанные неизвестным умирающим: «Орлатко…, сын.., сын…, мой сын…»

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост