Впервые с капоэйрой я встретился на летнем подмосковном пляже.
Группа весело резвящихся молодых людей неожиданно составила круг, из которого выделились два рослых, гибких, динамичных молодца: кареглазый брюнет и длинноволосый блондин. Они встали друг против друга, улыбнулись и под ритмичную музыку, звучавшую из невидимых колонок, начали исполнять невероятные танцевальные па, удивительные пируэты и акробатические кульбиты.
Всё дальнейшее выглядело как загадочный танец, а может, как магический ритуал. Парни то сходились в клинче, являя собой одно целое, то расходились, то замирали на мгновение, то снова начинали яростное кружение, а то вдруг взмывали в воздух как гепарды, поражая гибкостью и кошачьей грацией, проводили невероятные удары, но каждый раз сильная мужская ступня проходила в миллиметре от виска соперника. Хотя казалось, что ещё секунда — и соперник будет повержен мощным смертельным выпадом.
Постепенно ритм схватки нарастал, и невозможно было уследить за мельканием рук, ног, тренированных торсов, рождавших поразительное ощущение гармонии.
Подуставшие парни тем временем встали в круг и начали вместе со всеми хлопать в ладоши под музыку, а на середину выпорхнули две стройные девушки. И снова начался увлекательный поединок, сопровождавшийся невиданными прыжками, стойками на одной руке, имитацией ударов. Соперницы словно скользили друг по другу, но не допускали прямого контакта.
По всему чувствовалось, что участницы спектакля получают искреннее удовольствие от того, что делают. Их настроение невольно передавалось зрителя и зевакам, так что от гибких соперниц было невозможно оторвать взгляд.
Разошлись девицы под аплодисменты зрителей, а я поинтересовался у брюнета из первой пары, что за спектакль мне довелось посмотреть.
«Это — капоэйра!» — блеснув улыбкой, ответил красавец.
Видя мой недоуменный взгляд, пояснил: «Капоэйра пришла к нам из глубины веков. Родина капоэйры — солнечная Бразилия. Как странный и причудливый мир древних африканских мифов, магических ритуалов, ритмичных завораживающих песен, рассказывающих о прошлом рабской Бразилии, о мытарствах и диких унижениях невольников, о героях освобождения, о загадочных духах, помогающих выйти живым из поединка, капоэйра дарит чудесную возможность познавать мир и самого себя через музыку, движение, танец. Но это не только динамика, ритмика, акробатика, но и глубокое душевное переживание, духовное совершенствование, искусство переживать трудные времена, способ обрести надежду!»
Пока боец рассказывал мне о капоэйре, вокруг нас образовалась толпа любопытствующих граждан, которые также наблюдали необычное действо. Они забросали брюнета вопросами, и тот доброжелательно и обстоятельно удовлетворил любопытство каждого. В заключении сказал: «Капоэйра — это и зажигательный спорт, и захватывающая игра, это праздник гармоничного духа и тренированного тела. А ещё она дарит прекрасную возможность общения с людьми из разных стран на языке капоэйры.
В неё может войти любой, независимо от физической формы и религиозной принадлежности! Капоэйра — это универсальный язык будущего».
Впоследствии я стал собирать информацию о капоэристах, смотрел фильмы, пытаясь понять существо и тайный смысл бразильской игры.
В исполнении мастеров из Рио капоэйра представала как яркий поединок двух индивидуальностей, проходящий под аккомпанемент меняющихся ритмов, под пение ритуальных песен, под звуки национальных бразильских инструментов с загадочными, непривычными уху названиями: беримбау, пандейро, атабак. Древняя перкуссия придавала зрелищу мистический антураж, который заряжает яркой светлой энергией любого из тех, кто наблюдает капоэйру.
Первые упоминания о ней в древних манускриптах датированы началом XVII века. Вначале капоэйра была своеобразным средством борьбы за свободу рабов, завезённых жестокими португальцами из Африки. Существует версия, что слово «capoeira» пришло из индейских языков и означает «высокая трава». Именно в ней скрывались от преследовавших их плантаторов беглые рабы.
Исторически капоэйра являлась частью двух африканских религий — Умбанда и Кондомбле. Двести лет назад капоэйра была скорее религиозным ритуалом, с помощью которого невольники входили в транс, общались с богами и молили их о желанной свободе. Хотя бы на короткое время. При этом их движения не были стандартными, заученными, в них царила импровизация. Это был коктейль из мистических африканских обрядов, колдовских танцев, подражаний движениям птиц и животных.
По мере смешения народов Бразилии капоэйра менялась и в итоге превратилась то ли в новую религию, то ли в философию, утверждавшую главенство духовного над материальным. Ведь у рабов ничего не было. Кроме собственного тела, элементарных самодельных музыкальных инструментов, яростной жажды пожить свободной жизнью и поскорее вернуться на родину, где нет свирепых плантаторов и злобных надсмотрщиков.
Постепенно к немудрёной одежде рабов стали добавляться какие-то амулеты в виде фигурок древних божков. Рабы верили, что они принесут им везение и удачу. Португальские плантаторы относились к капоэйре с оттенком пренебрежения и некоторой снисходительностью. Она казалась им варварской забавой, способом снять напряжение и получить разрядку после тяжёлого рабского труда.
С годами капоэйра совершенствовалась и видоизменялась. Она становилась всё более демократичной и допускала весьма широкую трактовку всех своих видов. Менялся стиль капоэйры, а духовное наполнение оставалось строго индивидуальным. Можно с уверенностью сказать, что у каждого бойца — своя капоэйра, свой стиль. Свой имидж.
Кто-то с её помощью ищет высший смысл, кто-то Бога. Для кого-то она — захватывающая игра и приятное развлечение. Для кого-то — высокое искусство и способ самосовершенствования.
Капоэйра впитала в себя много элементов и движений из других единоборств. В основном, восточных. Удары наносятся, в основном, ногами, а руки используются для защиты, опоры, бросков, подсечек.
Бойцы держат свои эмоции под строгим контролем, действуют бесконтактно и при этом стараются сделать схватку красивой и гармоничной. В капоэйре важна не победа, а участие, диалог, умение понять соучастника. Разнообразие стилей делают капоэйру неожиданной и привлекательной.
Стиль «Ди Ангола», к примеру, характеризуется очень низкими стойками. Стиль «Режиональ» более насыщен акробатикой.
Но, как говорится, «В семье не без урода». В криминальных районах бразильских городов владеющие капоэйрой бандиты зачастую устраивают кровавые разборки. При этом они пальцами ног зажимают специальные острые лезвия и наносят друг другу страшные (а подчас — смертельные) раны.
В Россию капоэйра пожаловала в середине 90-х годов минувшего века. Энтузиасты истово изучали её азы и делали при этом большие успехи, а в 1998 году в столице был проведён первый фестиваль капоэйры с участием знаменитых бразильских мастеров: Бандейры, Гладсона, Браулиньу. Они щедро делились секретами своего мастерства.
Капоэйра неотделима от музыки (считается, что музыка служила средством маскировки спаррингов под танец), она развивает гибкость, пластику, выносливость и силу. После нескольких месяцев занятий новичок понимает, что его тело всё больше подчиняется ему. Опыт Бразилии показывает, что капоэйре все возрасты покорны. Она доступна и мужчинам, и женщинам.
В России капоэйра становится всё более популярной, и недалёк тот день, когда какой-нибудь упорный россиянин превзойдёт в мастерстве самих бразильцев. Остаётся только немного подождать!