Крестьянский сын

Потомок Ломоносова Василий Павлович Корельский, наш современник, в своей книге «На моём веку» утверждает, что Ломоносов был сыном Петра Великого. В 1932 году Корельский якобы ознакомился со старинным письмом, где прямо говорилось, что «Михайло Ломоносов есть плод царя Петра I».

793_06В.П. Корельский излагает в этой связи следующую версию. Старообрядцы на Севере были очень недовольны тем, что царь Пётр увеличил налоги, а, главное, стал забирать мастеровых людей для строительства Петербурга. Они в открытую говорили, что батюшка-де, то есть царь Алексей Михайлович, веру испохабил, сынок же на всех наложил ярмо, а теперь кровушку поморскую норовит выпить. Не царь, а ирод.

Вот против этого «ирода» и придумано было средство. Земский староста с Северной Двины Лука Леонтьевич Ломоносов через Фёдора Баженина, который часто общался по делам с царём, подставил тому девушку — Елену Ивановну Сивакову, «добротной красоты и статности».

Встретились Пётр Алексеевич и Елена в начале 1711 года в Усть-Тосно, где царь провёл около недели. Елена забеременела и в ноябре 1711 года родила мальчика. К тому времени её выдали замуж за крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова. Царь об этом знал.

После рождения Михаила семье из казны стала поступать материальная помощь. В 1722 году мальчика вместе с двоюродным братом по матери Петром Корельским отправили в школу учиться грамоте. Мать Елена Ивановна в ту пору скончалась, говорили, что от побоев мужа.

Существует предание, что Пётр, умирая, сказал главе Синода Феофану Прокоповичу: «Обучи, владыка, его в московских школах и приобщи к сану священника или устрой на государеву службу, на что он будет способен».

В 1730 году юношу втайне от мачехи увезли в Сийский монастырь, чтобы потом по установившемуся санному пути доставить в Москву. В.П. Корельский писал: «В нашем роду говорили, что Семёну Корельскому из Матигор, который шёл старшим в извозе Николо-Корельского монастыря на Москву, служба архирейского дома вручила паспорт на имя М.В. Ломоносова… Семён должен был взять его в Сийском монастыре и доставить в Москву, где его встретят и определят на учёбу».

В феврале 1730 года Михайло Ломоносов был зачислен учеником в школу при Зако-носпасском московском монастыре, причём на бесплатное обучение. Новый ученик был из государственных, «черносошных» крестьян, а не из духовенства, да к тому же по возрасту старше своих однокашников. Пошли слухи, что Ломоносов не тот, за кого себя выдаёт.

Чтобы пресечь эти слухи Феофан Прокопович велел Ломоносову написать в Синод бумагу. В ней, в частности, говорилось, что «отец у него города Холмогор, церкви Введения пресвятая Богородицы поп Василий Дорофеев, и что он жил всегда при отце, в драгуны, в солдаты и работники её Императорского Величества не записан, в плотниках, в посылке не был, от переписчиков (при переписи — В.М.) написан действительно отца сын…».

Когда в 1736 году Синод был переведён из Москвы в Петербург, Ломоносов вместе с двенадцатью воспитанниками стали учиться в школе при Петербургской академии. Осенью того же года трёх студентов академии отправили учиться в Германию. Прокопович добился, чтобы в их число включили и Ломоносова. Четыре года юноша занимается в Марбургском университете.

Незадолго до своей кончины Феофан Прокопович будто бы открыл великой княгине Елизавете Петровне тайну рождения Михаила Ломоносова.

В1739 году Ломоносов женился на дочери своей квартирной хозяйки, немке Елизавете-Христине. Видимо, об этом стало известно в Петербурге. Императрица Анна Иоанновна распорядилась отозвать Ломоносова в Россию. В июне 1741 года молодой учёный появился в российской столице. Страной правила племянница умершей императрицы Анна Леопольдовна, и до Ломоносова ей не было никакого дела. Правление её, однако, было недолгим. В конце ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол вступила дочь Петра Великого Елизавета.

Новая императрица не забыла  своего единокровного брата. Уже в январе 1742 года его назначают адъюнктом физического отделения Академии. Через три года Елизавета подписала указ о производстве Ломоносова в профессора академии, а затем ему было присвоено дворянское звание. В Копорском уезде он получил 9000 десятин земли с 212 крепостными. Там, в деревне Усть-Рудица, он создаёт стекольную фабрику.

Фаворит императрицы Иван Иванович Шувалов, человек широкообразованный, постоянно помогал Ломоносову, вёл с ним переписку. С ним постоянно общался и фаворит Екатерины II Григорий Орлов. Ему мы обязаны тем, что после кончины великого учёного в 1765 году уцелел его архив.

Конечно же, о том, что Пётр I был отцом Михаила Васильевича, не могло сохраниться официальных документов. Да и говорить об этом публично было нельзя. Отметим, однако, черты внешнего сходства царя Петра и Ломоносова. Как и его венценосный отец, Михаил Васильевич был высокого роста, узкий в плечах, полнощёкий, румяный, с тонкими ногами и маленькими ступнями.

Известно, что М.В. Ломоносов боготворил Петра I. «За то терплю, — писал он, — что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство..

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост