Большой зонд или парашют

В 2005 году американка Шейна Ричардсон совершала свой первый одиночный парашютный прыжок. И основной, и запасной парашюты раскрылись неправильно, что вызвало её неконтролируемое вращение с последующим падением на асфальт лицом вперёд на скорости 80 км/ч. Шейна получила многочисленные переломы костей черепа и других частей тела, но сумела выжить. Более того, в больнице она узнала, что беременна, в итоге ребёнок родился совершенно здоровым.

Парашют — самая старая идея летательного устройства с экипажем. Леонардо да Винчи набросал его в своей тетради в 1514 году. Фаусто Веранцио опубликовал описание работоспособного парашюта в 1595 году.

s20_738_13Гениальный Леонардо писал: «Если человек возьмёт полотняный натянутый купол, каждая сторона которого имеет двенадцать локтей ширины и двенадцать локтей высоты, то он сможет безопасно сброситься с любой высоты». Учитывая, что площадь указанного натянутого купола примерно равна площади современного парашюта, остаётся только восхититься точности предсказаний гениального итальянца. К чести Леонардо заметим, что сам он не решился испытывать своё изобретение на себе, благодаря чему, видимо, и прожил долгую и счастливую жизнь. Замечательная же идея его в течение долгого времени так и оставалась на бумаге.

Изобретение принципа устройства парашюта относится к XIII веку, когда Роджер Бэкон признаёт возможность постройки летательных машин и указывает на возможность опираться на воздух с помощью вогнутой поверхности.

Первым человеком, практически применившим парашют, считается француз Ж. Бланшар. В 1785 году он сбросил с воздушного шара собаку в корзине, к которой был прикреплён парашют. Бланшар утверждал, что в 1793 году он сам совершил прыжок с воздушного шара на парашюте, сломав при приземлении ногу.

Другому французу, Ж. Гарнери, принадлежит честь начала регулярного использования парашюта. 22 октября 1797 года в Париже он на виду у публики успешно прыгнул с высоты более 600 метров. Парашют Гарнери имел форму зонта, был сделан из белого брезента и достигал около 7 метров в диаметре. Под куполом, в середине, находился кусок дерева в форме диска сечением примерно 25 сантиметров, с отверстием в центре, через которое проходил воздух. Диск прикреплялся к брезенту множеством коротких тесёмок.

Многие изобретатели погибали во время испытаний своих изделий. Француз Рейхель сконструировал подобие парашюта — специальный костюм для лётчика с общей площадью торможения около десяти квадратных метров. Желая проверить пригодность прибора к использованию, он спрыгнул с одной из площадок Эйфелевой башни и погиб. Почти одновременно с ним в Берлине погиб конструктор Биттенер, а в Англии — Джим Коккинг.

Однако никакие трагические случаи, связанные с гибелью испытателей и изобретателей, не могли остановить научный и технический прогресс.

Первый прыжок, совершённый американским капитаном Эрвином Болдуином с аэростата, бы произведён в 1880 году. Интересен он тем, что парашют открывался автоматически. К верхнему узлу строп была привязана стропа-шнур, второй конец которой закреплялся на корзине или оболочке воздушного шара. Когда парашютист отделялся от аэростата, стропа-шнур под его тяжестью обрывалась, матерчатый купол без всякого каркаса от скорости падения сначала вытягивался во всю длину, а затем наполнялся воздухом и раскрывался.

Этот принцип действия автоматического раскрытия парашюта сохранился и до наших дней. Регулярно гастролировавшие в России цирки прыгунов с парашютом заразили этим занятием самых смелых представителей русского общества. В разных городах империи появлялись всё новые парашютисты-любители или, как их тогда называли, «воздушные акробаты».

Особой известностью пользовались братья Юзеф и Станислав Древницкие — уроженцы Варшавы. С 1891 года они с успехом выступали в Киеве, Одессе, Таганроге, Екатеринославе и Саратове. В 1896 году к ним присоединилась их сестра Ольга, которая стала первой в Российской империи женщиной, овладевшей этим рискованным занятием.

Интересно, что на рубеже XIX— XX веков парашюты в значительной степени были преданы забвению. Но, с развитием самолётостроения и частыми авариями, специалисты пришли к выводу, что во время полёта парашют должен находиться на авиаторе, работать безотказно, быть простым по конструкции, компактным и лёгким и его купол лучше всего делать из шёлка.

Изобретатель Котельников решил устроить парашют по принципу «чёртика в коробочке». Сделал модель в виде куклы с жестяным шлемом цилиндрической формы, который закрывался крышкой с защёлкой. Внутри шлема на сжатой пружине лежали купол и стропы. Стоило потянуть за шнур, соединённый с защёлкой, крышка откидывалась, а пружина выталкивала купол наружу. Модель была, конечно, игрушечной. Когда же был сделан расчёт реального парашюта, то оказалось, что нужное количество шёлка в шлеме не умещается. И тогда было решено уложить парашют в ранец. Модель была испытана в Нижнем Новгороде, куклу сбрасывали с воздушно го змея.

Возвратившись в Петербург, Котельников написал докладную записку военному министру генералу В А Сухомлинову: «…Длинный и скорбный список славных жертв авиации натолкнул меня на изобретение весьма простого полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов в случаях аварии с аэропланами в воздухе».

Котельников просил у министра субсидии для изготовления парашюта и проведения испытаний. Но ему отказали. Котельников вспоминал: «На меня будто ушат помоев вылили. Руки опускались…»

Но помощь пришла. В начале января 1912 года Глеб Евгеньевич получает письмо от петербургской фирмы «Товарищество ВА Ломач и Ко», которая бралась изготовить ранцевый парашют в короткие сроки, а глава фирмы ВА Ломач уладил все преграды в Главном инженерном управлении.

Вечером 6 июня 1912 года из лагеря воздухоплавательного парка в деревне Салюзи под Гатчиной поднялся змейковый аэростат. К борту его корзины был прикреплён манекен в полной лётной форме. Прозвучала команда «Стоп на лебёдке!» Высота 2000 м. Троекратный сигнал рожка. Манекен полетел вниз. Через пару секунд над ним раскрылся белоснежный купол. Успех испытаний был очевиден. Все поздравляли Котельникова и Ломача.

Но военные не спешили. Новые испытания про1 вёл на Гатчинском аэродроме поручик Горшков. Он сбросил манекен с самолёта «Блерио» на высоте около ста метров. Парашют сработал блестяще. Но… опять был никому не нужен.

Лишь с началом Первой мировой войны о парашюте вспомнили и для экипажей самолётов-гигантов «Илья Муромец» изготовили 70 комплектов.

Однако лётный состав не доверял парашютам, и их передали в аэростатные части.

В20-е годы наш изобретатель узнал, что в США ещё в 1919 году инженер Ирвин придумал ранцевый парашют, работавший на тех же принципах. Правда, ранец у него был не металлический, а матерчатый. С1924 года все военные лётчики США стали летать с парашютами.

А правительство СССР купило две тысячи парашютов Ирвина за золото и потом ещё заплатило за право их производства…

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост