Паря в потоке воздуха

Дельтапланеризм, видимо, следует отнести к самым романтическим и экстремальным видам спорта. В современной России он цветёт и благоухает, хотя у нас этот вид спорта стартовал лишь в 1975 году.

s20_738_15Дельтаплан изготавливается из самых лёгких материалов и оснащается стреловидным крылом, напоминающим по форме греческую букву дельта, за что и получил соответствующее название. Управление полётом этого простейшего с виду воздушного аппарата осуществляется при смещении центра массы пилота относительно точки подвески. Здесь почти всё зависит от умения, сноровки и хладнокровного мышления из-возчика-пилота. Можно поймать сильный поток воздуха и расслабиться в этом потоке, паря в небе, словно огромный орёл. Но с такой же лёгкостью поток воздуха можно потерять, и тогда лётчику грозит скорая встреча с грунтом, которую никак нельзя назвать мягкой посадкой.

Первые опыты по полётам на дельтапланах стартовали ещё в 1880-х годах, на заре освоения небес человеком. Немецкий инженер, один из пионеров авиации Отто Лилиенталь (1848-1896), объяснивший причины парения птиц, стал первым в мире человеком, совершившим управляемый полёт на дельтаплане собственного изготовления. Дельтаплан бальше напоминал птеродактиля, чем воздушный аппарат. Но 10 августа 1896 года Отто Лилиенталь погиб в Берлине во время полёта. Его планер перевернуло в небе под внезапным порывом ветра, и пилот рухнул на землю, сломав позвоночник. Перед смертью он произнёс легендарную фразу всех пионеров воздухоплавания: «Жертвоприношение должно быть принесено».

В 1900-1910-х годах дельтапланеризм узнал, что такое гибкое крыло дельтаплана. Ян Лэвеззэри поднял в небо двойной дельтаплан с крылом-парусом системы латин (lateen). Но лишь в 1948 году супруги Фрэнсис и Гертруда Рогалло (США) изобрели и запатентовали полностью гибкое крыло дельтаплана, которое применяется и сейчас. Его называют крылом Рогалло. Но золотой век дельтапланеризма начался, когда за дельтаплан взялись специалисты из NASA. В 1960-х годах американец Барри Хилл Палмер адаптировал концепцию гибкого крыла и начал собирать дельтапланы с четырьмя различными механизмами контроля полёта. В 1963 году Майк Бёрнс адаптировал гибкое крыло и собрал кайт-дельтаплан, он назвал его Skiplane. В 1963 году Джон Диккенсон адаптировал гибкое крыло, чтобы сделать водные лыжи для кайт-планера. Международная авиационная федерация наделила Диккенсона дипломом (2006) за изобретение современного дельтаплана.

В СССР свободные полёты на дельтапланах начались с 1972 года, а в 1976 году в посёлке Слав-ско Львовской области, на горе Тростян, был проведён первый всесоюзный слёт дельтапланеристов, который собрал 25 спортсменов из 11 городов СССР. В 1978 году была образована федерация дельтапланерного спорта СССР, которая затем была преобразована в Объединённую федерацию сверхлёгкой авиации. В середине 80-х у нас уже функционировало свыше 700 обществ-дельтаклубов при первичных организациях ДОСААФ, предприятий и учреждений, объединявших более 10 тысяч спортсменов. Ежегодно ими выполнялось порядка 400 тысяч полётов.

Сейчас этот экстремальный и романтичный вид спорта процветает по всему миру, проводятся чемпионаты мира, Европы и Америки. Многие так здорово освоили дельтаплан, что применяют его в качестве транспортного средства для перевозки наркотиков, лекарств и иного контрабандного товара. Недавно на территории Украины разбился румынский дельтапланерист, совершавший холостой рейс из Румынии в Украину. Ранее этот спортсмен-бизнесмен занимался переправкой табачных изделий из Украины в Румынию. Но в последний раз ему не повезло. Сильный порыв ветра бросил его дельтаплан на сосну, встреча с которой стала для пилота последним мгновением его жизни.

Сейчас чемпионом мира по дельтапланерному спорту является итальянский спортсмен Алессандро Плонер, а мировой рекорд по дальности полёта удерживает Манфред Румер (Австрия), он его установил 17 июля 2001 года. Рекорд по прямой равен 700,6 километра. Это значит, что на дельтаплане можно долететь от Санкт-Петербурга до Москвы!

Несмотря на изумительную красоту этого спорта, отмечается высокая смертность среди спортсменов из-за нарушений правил техники безопасности при полётах на дельтаплане. К примеру, недавно случилось громкое ЧП у посёлка Дубки. Там базируется аэроклуб «АвиаВолга». Дельтапланерист (директор клуба) стал заводить движок дельтаплана, забыв при этом поставить его на «нейтралку». Винт в данной модели, увы, не закрыт кожухом. Крутанул, движок завёлся, а дельтаплан поехал по взлётному полю сам, разрубив спортсмена на куски.

А вот в Новосибирске для борьбы с браконьерами в данном регионе начали применять наблюдение с мотодельтаплана за лесами.

Мотодельтаплан взят департаментом по охране животного мира в аренду. Пилотирует летательный аппарат сотрудник, получивший специальное лётное образование и имеющий солидный опыт управления подобной техникой. В дальнейшем предполагается приобрести ещё несколько аналогичных мотодельтапланов в собственность и произвести обучение сотрудников для работы на них. Применение мотодельтапланов, согласно расчётам местной бухгалтерии, позволит снизить расходы на использование бензина при наземном патрулировании объектов. Мотодельтапланы будут работать в составе всех оперативных групп, что позволит охватить наблюдением с воздуха всю территорию области. Патрулирование районов будет осуществляться круглогодично.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост