Проклятие Нибелунгов

Главным трудом всей своей жизни Вагнер считал оперу «Кольцо нибелунгов». В ней композитор обратился к древней легенде, согласно которой карлики-нибелунги много лет назад выковали волшебное кольцо из золота. Оно приносило его обладателю власть над миром. Но в обмен на власть обладатель кольца должен навсегда отказаться от любви, морали, человечности.

18_12«Иногда я чувствую на себе проклятие карликов-нибелун-гов!» — признавался композитор. Большую часть жизни его преследовало безденежье, кредиторы угрожали Рихарду, и несколько раз за ним захлопывались двери тёмной камеры в долговой тюрьме. В такие трудные моменты он всегда перебирал в памяти картины детства.

Будущий новатор музыки родился 22 мая 1813 года в Лейпциге, в семье полицейского чиновника Карла Фридриха Вагнера. После его смерти фрау Вагнер вышла замуж за талантливого актёра, писателя и живописца Людвига Гейера. Отчим относился к Рихарду чрезвычайно тепло. В пятнадцать лет Рихард впервые услышал музыку Бетховена, которая поразила юношу и пробудила желание стать композитором.

Рихард начал обучаться музыке у кантора Теодора Вайнлига. Через три года продолжил музыкальное образование в университете Лейпцига, где начал бурно проявляться композитор.

ТРАГИЧЕСКАЯ МОЩЬ

В следующее десятилетие Вагнер работал хормейстером и дирижёром в Вюрцбурге, Магдебурге, Кёнигсберге, Риге, Осло, Лондоне, Париже. Во французской столице он написал оперу «Летучий голландец».

В мае 1849 года Вагнер принимал участие в Дрезденском восстании, признавался друзьям: «Я приветствую революции и совершенно сознательно выступил на стороне страдающих. Я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они защищались от всякого гнёта притеснителей!»

После подавления восстания Вагнер уехал в Цюрих, где написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда».

В 1864 году по приглашению баварского короля Людвига II, композитор переехал в Мюнхен. Людвиг II был очарован музыкой Вагнера, оплатил его долги и всячески поддерживал его. Вдохновлённый такой поддержкой, композитор написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части «Кольца Нибелунга»: «Зигфрид» и «Гибель богов».

Большое место в творчестве Вагнера занимали работы по теории и истории искусства, а также музыкально-критичес-кие и публицистические статьи. В них творчество итальянских классиков (Верди, Россини) он объявлял «засахаренной скукой» и ратовал за максимальное приближение оперы к реальной жизни.

В своих произведениях Вагнер исповедовал идею сквозного драматургического развития и смело применял новые гармонические формы. Увертюры он заменил прелюдиями — короткими музыкальными вступлениями к каждому акту.

Вагнер считал, что слово не способно выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний, поэтому ведущую роль в его музыкальных драмах играл именно оркестр, а не вокальная партия.

В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ

Интерес к общественно-политической тематике никогда не оставлял Вагнера. Утопические идеи отличали его статью «Искусство и революция», вышедшую в 1849 году. В ней Вагнер выразил уверенность в скорой победе революции. Однако революция по Вагнеру очень сильно отличалась от той, о которой мечтали современные ему политики — властители дум. Революция (по мнению Рихарда) должна быть освящена искусством, которое придаст ей и созданному ей человеку подлинную красоту. Впоследствии Вагнер разочаровался в революционных идеях и отметился откровенно реакционными и антисемитскими статьями.

Антисемитизм и мистицизм Вагнера импонировали национал-социалистам во главе с Гитлером, которые превратили композитора в культовую фигуру Третьего рейха, что вызвало в некоторых странах (особенно в Израиле) откровенную «анти-вагнеровскую» реакцию после окончания Второй мировой войны.

Личная жизнь Вагнера не была безоблачной. В возрасте двадцати трёх лет Рихард женился на двадцатисемилетней Кристиане Вильгельми-не Планер. Минна (так её звал Рихард) блистала на сцене провинциального театра в Магдебурге и имела массу поклонников. В течение двух лет Вагнер пылко ухаживал, пока актриса не приняла его предложение руки и сердца.

Двадцатипятилетний брак стал историей постоянных упрёков, скандалов, ревности. Минна стойко провела рядом с композитором годы бедности, но постоянные долги и бесчисленные измены доводили жену до белого каления. Когда супруге исполнилось тридцать семь лет, Рихард заявил, что она слишком стара и болезненна, чтобы выполнять супружеские обязанности, и потребовал развод. Женщина согласилась только через одиннадцать лет, когда узнала о связи Вагнера с красавицей Матильдой Вессендонк.

Именно она стала прототипом Изольды в опере «Тристан и Изольда». По иронии судьбы супруг Матильды был ярым поклонником и спонсором Вагнера. Матильда прервала отношения с Рихардом, когда узнала о его связях с другими женщинами.

Последней любовью Вагнера стала Козима фон Бюлов, дочь композитора Ференца Листа и герцогини Мари д’Агоулт. Рихарда не смутил тот факт, что Козима на тот момент была замужем за его любимым учеником — Хансом фон Бюловым.

Козима без колебаний покинула Ханса и стала жить с обожаемым Рихардом, которому подарила троих детей — Изольду, Эву и Зигфрида. В 1883 году Вагнера в зените славы сразил инфаркт. Он умер на руках Кози-мы. Жена оплакивала мужа круглые сутки, затем отрезала свой локон и положила его в гроб любимого.

You may also like...

Добавить комментарий

Сайт размещается на хостинге Спринтхост